13:56, 26 февраля 2016

Авторские права театральных режиссёров защитят законом

В Госдуме планируют провести круглый стол, посвященный вопросам защиты прав театральных режиссеров на интеллектуальную собственность. Дело в том, что на сегодняшний день постановщики официально не являются авторами своих спектаклей. Эту ситуацию решено исправить на законодательном уровне. Подробности расскажет культурный обозреватель "Вестей FM" Григорий Заславский.

Режиссеры России под предводительством лидера Гильдии режиссеров Союза театральных деятелей Валерия Фокина в следующий вторник придут в Государственную Думу, чтобы там рассказать о своей нынешней незавидной доле. Дело в том, что по нынешнему российскому законодательству режиссер в России совсем не больше, чем режиссер, он по закону - даже меньше, чем режиссер, и уж совсем не автор и никаких авторских прав - ни в части гонорарных отчислений, ни в части защиты своей интеллектуальной собственности - не имеет. И вот в Госдуме готовы режиссеров не только выслушать, но и пойти им навстречу. Глава Комитета Госдумы по гражданскому, арбитражному, уголовному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников накануне круглого стола, который запланирован на 1 марта, предложил закрепить в законодательстве права на интеллектуальную собственность театральных режиссеров.

У нас ведь, с одной стороны, часть публики регулярно выражает недовольство теми или иными режиссерскими новациями, но с другой стороны, очевидно же, что "Три сестры" Эймунтаса Някрошюса, например, - это совсем не то же самое, что "Три сестры" Юрия Погребничко, а "Три сестры" в Малом театре, какими бы традиционными они ни были, - это, тем не менее, такая же авторская версия чеховской пьесы. Взгляд этого конкретного режиссера, а не другого или третьего. Это тем более несправедливо, поскольку кинорежиссеры давно уже считаются авторами и обладают правами на защиту своей интеллектуальной собственности.

На рассмотрение режиссерам готовы предложить два варианта, один из которых предлагает объектом интеллектуальной собственности считать режиссерский сценарий, хотя далеко не каждый режиссер такой авторский экземпляр имеет, по сути, спектакль рождается не в кабинетной тиши, за режиссерским столиком, а в процессе репетиций. Другой вариант - защитить правовой режим спектакля в Гражданском кодексе - наравне с аудиовизуальными произведениями. Выбор, вероятно, и произойдет во вторник, 1 марта, во время круглого стола, куда обещали прийти многие знаменитые наши театральные режиссеры. Павел Крашенинников уже выразил уверенность в том, что разговор в стенах Государственной Думы "с выдающимися театральными режиссерами, актерами, а также руководителями театров позволит найти верное решение и впоследствии осуществить его на практике".

Дело даже не только в том, что кто-то у кого-то ворует сценические решения, а какие-то ушлые актеры, отправляясь на заработки, прихватывают с собой детали реквизита известного спектакля. Куда важнее, на мой взгляд, зафиксировать, что спектакль - не то же самое, что пьеса, и очень важно - дать понять именно зрителям, которые собираются в театр: они увидят взгляд режиссера на тот или иной текст. Можно с ним не соглашаться, но это так, и спорить с этим - всё равно что выражать недовольство законом всемирного тяготения.