06:48, 17 ноября 2018

О вкусах не спорят: Европейский суд отказал продуктам в авторском праве

Вкус продуктов не может быть защищен авторским правом. Такое решение принял Европейский суд, рассмотрев длящуюся не первый год тяжбу двух производителей сыров из Нидерландов. Почему о вкусах больше не спорят, “Вестям FM” рассказывает корреспондент во Франции Александр Зуев.

Судебная тяжба началась еще 3 года назад. Голландская компания Levola, довольно давно выпускавшая мягкий сливочный сыр с добавлением трав, подала в суд на своего конкурента, начавшего поставлять в супермаркеты сыр со схожим вкусом, обвинив его в нарушении авторских прав. Суд Нидерландов отказался удовлетворить иск, мотивировав это тем, что компания не смогла сообщить, какая комбинация элементов придает ее сыру уникальный вкус. Однако истец не успокоился, и дело дошло высшей судебной инстанции Евросоюза. Окончательное решение Европейского суда гласит: “Вкус пищи невозможно установить с точностью и объективностью, в отличие от произведения литературы, живописи, музыки и кинематографа”.

Европейские сыровары не первый раз прибегают к арбитражу на высшем уровне, чтобы защитить свои интересы. Споры ведутся даже на межгосударственном уровне. Наиболее известен конфликт, в котором пришлось разбираться Еврокомиссии, между Швейцарией и Францией. Швейцария, не будучи страной-членом Евросоюза, тем не менее попросила защитить права ее сыроваров от конкуренции со стороны французов. Речь шла о знаменитом сыре грюйер. Швейцарцы считали, что такое название может носить только сыр без дырок, который производится в регионе Грюйер на западе страны. В то время как французские сыровары из Савойи также делали сыр, называвшийся нрюйер, но с дырками!

В результате спор, длившийся около 10 лет, завершился компромиссом. Франции разрешили производить и продавать грюйер при одном условии: в нем должны быть дыры “не меньше горошины и не больше вишни”, чтобы покупатели могли легко понять, где сделан этот сыр.

Споры же о вкусе раз и навсегда прекращены Европейским судом, который постановил, что он каждый раз воспринимается по-разному, в зависимости от возраста, привычек, предпочтений человека и даже от обстановки, в которой дегустируется продукт.