00:00, 04 марта 2017

Как работают “ледяные дороги”

Ледяные дороги. В России каждую зиму открываются сотни переправ по замершим рекам. А на Крайнем Севере  автомобильные переходы организуют даже на морских берегах. В последнее время этим все чаще занимаются бизнесмены - оттого и происшествий на них становится меньше. Но самое опасный период для движения по ним - начало весны. О завершении сезона ледовых мостов рассказывает обозреватель “Вестей FM” Сергей Артемов.

В зимние холода добраться до многих поселков и городков в России можно только по льду. Переправы на них - когда толщина выдерживает движение машин - открываются, как правило, в начале января. И это не только привычные огороженные ледовые дороги, но и наплавные мосты  для пропуска по фарватеру речных судов, как, например, в Архангельске. А в Анадыре машины ездят даже по застывшему морю - город и аэропорт разделены заливом. Кстати, из-за теплой погоды на Чукотке эта переправа открылась только 14 февраля. В начале марта во многих регионах страны температура на несколько градусов превысила норму, и большинство переправ готовятся к закрытию. Мы запросили данные в нескольких управлениях МЧС - так, в Томской области пока действуют 77 переправ, в том числе длиною несколько километров на Оби. Первая из них будет закрыта 15 марта. Для сравнения: в прошлом году это произошло 22 марта, в холодном 2015 - только 31 числа.

Таяние льда зависит от температуры воздуха. Если на колее переправы больше суток держится вода, то двигаться по ней на машине рискованно, рассказал нам ведущий научный сотрудник НИИ Географии РАН Александр Сосновский. Он привел данные исследований о скорости разрушения ледяного покрова. Ученые обычно сравнивают это на воздухе и в воде:

“Ветер со скоростью 4 метра в секунду, допустим. Лед на воздухе растаивает со скоростью 1 сантиметр в сутки на 1 градус положительной температуры. Если у вас, допустим, температура - плюс 5, то в сутки будет таять 5 сантиметров льда на воздухе”.

При этом лед на реках с проточной водой тает на 2 порядка быстрее. Буквально - в 100 раз, продолжает Александр Сосновский:

“У нас были эксперименты - мы берем и тащим льдину по воде со скоростью 1 метр в секунду, а у нас вода температурой плюс 1, и тогда за сутки может стаять почти 1 метр льда. Таяние в воде идет очень быстро”.

В Свердловской области пока действуют 17 переправ. Но и для них уже выходит срок, рассказала официальный представитель регионального управления МЧС Наталья Зырянова: 

“С учетом погодных условий, которые будут складываться на территории нашей области в марте, по статистике прошлых лет, закрытие переправ пройдет в конце марта - начале апреля. Сотрудники МЧС во взаимодействии с организациями, которые обслуживают эти переправы, осуществляют контроль за безопасным их функционированием, за толщиной льда, его структурой. В случае уменьшения толщины и разрушения структуры льда эти переправы будут закрываться”.

В первых числах марта стало известно, что сотрудники МЧС и полиции обнаружили в Свердловской области 2 незарегистрированные переправы, ведущие к лесозаготовкам в Таборинском районе: почти все местные жители заняты этим промыслом. Движение было закрыто.

В последние годы ледовыми переправами занимаются не только муниципальные власти в регионах - частные компании приобретают недорогие лицензии и взимают плату за проезд. При этом они тщательно следят за состоянием ледовой дороги, чтобы лицензию не потерять, и сообщают обо всех самовольных переходах через реки - насколько видит глаз: конкуренты им не нужны. Как итог - происшествий именно на переправах стало гораздо меньше. Контролер никогда не пустит на лед машину с закрытыми дверями, а пассажиров заставит пройти пешком. Провалы машин под лед и гибель людей чаще происходят, когда они переправляются в случайных местах. И когда кажется, что лед толстый, а он просто укрыт толстым слоем снега. Это обманчиво, говорит Александр Сосновский, ведь по науке лед – это баланс между холодной температурой воздуха сверху и теплой водой внизу:  

“Этот баланс нам дает среднюю толщину льда в конце зимы. Если мы сверху насыплем много снега, то холода на границу лед-вода будет поступать гораздо меньше. Потому в тех местах, где есть большая толщина снега, есть риск того, что лед будет тонким. У нас был случай на Урале - там лед в принципе толстый на водоемах - больше 1 метра, но там была расщелина небольшая, метров 20 на 20 и 10 метров глубиной. Там была вода, а сверху снега нанесло очень много - как бы едешь по целине и воды не видно, все засыпано. И туда въехал трактор, погиб человек”.

Правильная переправа должна быть очищена от снега. Под переметами могут скрываться уязвимые места, и их лучше объезжать стороной. Еще один качественный фактор льда - его цвет. Прозрачный - менее прочный, поясняет Александр Сосновский: 

“Лед состоит из ледяных кристаллов, а между ними очень тонкая - микронная - пленка рассола. И когда солнце светит, в первую очередь тает эта пленка, потому связи между кристаллами будут слабыми. В этом и кроется опасность - лед кажется прочным, но, учитывая действие солнечной радиации, которая может и на 40 сантиметров вглубь проникать, он будет на деле слабым. Если у нас лед будет белого цвета - у него кристаллы хаотичны, в разные стороны, он дает больше отражения солнечных лучей, меньше внутрь пропускает, и он более устойчивый весной”.

Водителям, которые часто ездят по ледовым мостам, нелишним будет вспомнить начало зимы - как замерзала река. Если морозы в ноябре-декабре перемежались оттепелями с дождями или метелями, то такой слоеный “ледовый пирог” окажется очень хрупким, и весной его надежности доверять не стоит. Это тоже учитывается перед открытием переправ. Неслучайно, например, в Вологодской области, где январь был довольно суровым и лед получился толще обычного, неустойчивая погода в начале зимы не создала ему соответствующую прочность. По данным регионального управления МЧС, на 15 переправах в области на реках Сухона и Северная Двина движение транспорта будет закрываться с середины марта до первой декады апреля включительно. Ровно так же, как в прошлом году, или даже на 2-3 дня раньше.  

Несмотря на то, что графики работы ледовых переправ уже опубликованы во всех регионах страны, где они используются, сверяться с новостями нужно перед каждой поездкой. В марте-апреле переправы действуют, как говорят, по фактической погоде и могут закрываться в любой момент. Также в эти дни постоянно уменьшается допустимый вес для машин на переправах. Что касается Московской области, то движение по всем трем ледовым переправам уже запрещено. МЧС Подмосковья также предупреждает и пешеходов - теплый март может сыграть очень злую шутку. И со льдом, и с теми, кто на него неосторожно выходит.