программа: АвтоВести
тема: АвтоВАЗ
00:26, 01 июля 2013

В истории АвтоВАЗа наступил переломный момент

АвтоВАЗ отменяет ТО-1 спустя 43 года после выпуска первой "копейки". Эпохальность этого события оценил Леонид Голованов. "Автовести" на "Вестях ФМ".

Свершилось! ВАЗ отменяет ТО-1! Для осознания всей исторической важности этого момента нужно понять, чем было первое техобслуживание в жизни советских, а потом и российских автомобилистов. Выполнялось оно при пробеге от 2 до 3 тысяч километров и включало замену масел в двигателе и трансмиссии, осмотр, протяжку резьбовых соединений, регулировку... Вдумайтесь: машина только-только сошла с конвейера, только-только начала ездить, а ее тут же на сервис! Масло еще свежее, две тысячи километров прошло - а его надо слить и залить новое, без обкаточной стружки. Подтянуть крепления головки блока и корпуса подшипников распредвала, проверить зазор в приводе клапанов, отрегулировать углы установки передних колес!

Для тех, кто ездил на "Волгах", "Москвичах" и "Запорожцах", это было нормой - те машины конструкции 50-х годов регулярно требовали внимания. Помните, как у Стругацких в замечательной повести "Понедельник начинается в субботу" главный герой с ужасом думает о ТО его "Москвича 407"? Не удержусь, процитирую: "Чистоплотному человеку в жаркий день страшно подумать о ТО. Потому техническое обслуживание состоит в том, что я лежу под автомобилем с масляным шприцем в руках и постепенно переношу содержимое шприца как в колпачковые масленки, так и себе на физиономию. Под автомобилем жарко и душно, а днище его, покрытое толстым слоем засохшей грязи...".

В те годы, в 60-е, шприцевать машины было нужно как раз через несколько тысяч километров пробега. Поэтому, когда в 1970 появились "Жигули", это был прорыв: периодичность между ТО - 10 тысяч километров! Никаких пресс-масленок, никакого нигрола и автола, масла нового поколения - ТАД-17и "Литол", антифриз ТОСОЛ. Но ТО-1 через 2 тысячи километров осталось. Правда, уже тогда, в 70-е, на вазовских станциях техобслуживания его делали спустя рукава - сход-развал никто реально не проверял. Но масло в двигателе меняли точно, потому что первая, конвейерная заливка была так себе.

Уже потом, в 90-е, когда появились импортные запчасти, самые продвинутые владельцы во время ТО-1 сразу меняли все на зарубежное: масло в двигателе, свечи, высоковольтные провода... Но в XXI веке ТО-1 стало что называется "полнейшим анахронизмом". Явлением из глубокого прошлого. И вот наконец-то АвтоВАЗ сделал этот шаг. Спустя 43 года после выпуска первой "копейки" отменил ТО-1. Будем считать это переломным моментом: наконец-то завод считает, что с конвейера выпускают не полуфабрикаты, а готовые к эксплуатации автомобили. И эта отмена - как раз тот случай, когда лучше поздно, чем никогда.