Развитие космической отрасли в СССР. Прогрессивные и ошибочные решения советской власти – какие последствия космическая сфера ощущает до сих пор?

СВЕТЕНКО: Это "Вопросы истории", здравствуйте. Апрель 1961 года, 12 апреля – начало космической эры, первый полет человека в космос. И имя этого человека известно всему миру стало в один день и будет известно во всех поколениях навсегда – Юрий Алексеевич Гагарин. К 60-летию этого полета мы поговорим сегодня в рамках нашей программы "Вопросы истории", так условно тему можно было бы обозначить "Космос и власть". Наш собеседник сегодня – доктор исторических наук Александр Анатольевич Данилов. Александр Анатольевич, приветствую вас.

ДАНИЛОВ: Здравствуйте.

СВЕТЕНКО: Ну действительно, тут тема интересная, там масса технических аспектов, деталей. Мы в силу того, что это радио, в силу того, что это программа такая познавательно-просветительская у нас, историческая, берем круг зрения нашего события, связанный в первую очередь с политикой, с общественными настроениями. А здесь есть о чем поговорить. Здесь, в общем-то, интересно было бы понять, насколько и в какой степени в 50-е годы (это же ведь "хрущевская оттепель") Никита Сергеевич Хрущев способствовал или наоборот, в силу своего волюнтаризма, так сказать, объективно мешал процессу, вмешивался там, где не надо. В общем-то, тут интересны и детали, и позиция тех руководителей партии и правительства, специалистов и инженеров, академиков и ученых, которые занимались реальным воплощением в жизнь этих планов. Кстати говоря, вот пилотируемый космос – когда и какое место вот он стал занимать именно в планах партии и правительства?

ДАНИЛОВ: Дело в том, что большая программа освоения космического пространства была принята (это все закрытые документы, которых никто из нас не видал до сих пор, так сказать, но ссылки на них идут у тех в том числе участников этого проекта, которые и выполняли, и реализовывали эту программу), так вот впервые такая комплексная программа ракетостроения и освоения космического пространства была принята в 56-м году. Об этом пишет и Сергей Никитич Хрущев в своих воспоминаниях. А если говорить о пилотируемом космосе, то впервые была такая задача четко сформулирована 10 декабря 1959 года в постановлении правительства. Вот там была поставлена задача по осуществлению первых полетов человека в космическое пространство. Затем было принято решение в 60-м году о том, что приоритетны является как раз создание космического корабля пилотируемого "Восток", который объявлялся задачей особой важности. То есть это фактически оставалось буквально чуть больше полугода до самого космического полета Гагарина, так сказать. Поэтому 59-й год конец и, значит, весь 60-й год, начало 61-го – это то, что было реализовано в кратчайший, безусловно, исторический срок, чуть больше года, именно программа пилотируемого корабля.

СВЕТЕНКО: Ну это, объективно говоря, стало финишным рывком. Это уже было понятно, что тут, грубо говоря, ноздря в ноздрю с американцами мы идем. И известно, что в 59-м году президент США тогдашний Эйзенхауэр заявил о том, что в Америке создан военно-промышленный комплекс, имея в виду как систему связи в руководстве, в организации этой работы, как инфраструктуры управленческой. Это очень важно для обеспечения вообще успеха дела – иметь планы и пути их реализации. У нас в этом смысле что-то в ответ было предпринято?

ДАНИЛОВ: Да, конечно. Вообще весь послевоенный период и в Соединенных Штатах, и в Советском Союзе процессы-то проходили примерно одинаковые...

Слушайте в аудиофайле!