Эксперимент с российскими товарами на AliExpress провалился. Министерство промышленности и торговли не сумело привлечь пользователей Интернета к отечественной одежде, обуви и аксессуарам. На популярной китайской площадке была выставлена продукция около 100 российских фирм, но за несколько месяцев купили всего 24 товара. Что стало причиной провала, разбирался экономический обозреватель "Вестей ФМ" Валерий Емельянов.

Суть эксперимента состояла в том, чтобы пользователи российской версии AliExpress могли покупать отечественные аналоги китайских товаров в отдельно созданном для них разделе. Среди прочего была выставлена продукция российских швейных цехов, обувных фабрик и производителей украшений. Интерес к разделу был - за несколько месяцев прицениться зашли более 130 тысяч посетителей. Но из них лишь около 500 человек отложили товары для покупок, а реально оплатили заказы в 24 случаях.

Пользователи и сами организаторы площадки объяснили это тем, что цены на отечественную продукцию были неадекватными. Например, свитер стоил около 3000 рублей, а в китайском разделе того же сайта точно такой же - всего 150 рублей. Многие российские вещи на AliExpress оказались дороже, чем за пределами Интернета, в обычных магазинах. Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов объясняет этот феномен очень просто: российские товары - более качественные, потому и дорогие.

"Там же представлены были товары российских дизайнеров, дизайнерская одежда у нас никогда не была дешевой. Вот, наверное, самую главную суть тут надо уловить: в России есть свои товары, есть даже товары хорошего качества, конкурентоспособные. Но их ценовая категория - иная. Сравнивать ее с дешевым китайским откровенным ширпотребом - не совсем корректно".

Еще осенью прошлого года, когда эксперимент запускали, российские производители неохотно размещали свои товары в китайском онлайн-гипермаркете. Из 500 приглашенных производителей только четверть согласилась участвовать. Да и те в итоге были недовольны организацией. Они рассказывали, что им пришлось ждать 2 недели, прежде чем китайцы отладили сервис, который изначально был оптимизирован под их местных производителей. Например, у россиян были проблемы с отображением цены товара в рублях. Многие предприниматели пришли к выводу, что подход изначально был неправильным. Копировать китайский опыт можно, но площадка нужна своя, а лучше - сразу несколько, рассуждает сооснователь магазина Wikimart Максим Фалдин:

"Alibaba - это совсем не та площадка, где такими товарами надо торговать. Если посмотрите на структуру продаж Alibaba, eBay и других таких площадок, то там товары с очень низким "средним чеком": какие-то бусы, аксессуары к iPhone, мелкие вещи. Если делать какой-то маркетплейс с очень дешевой одеждой, то его нужно в Китае и делать. По 2 доллара за платьице - это их формат".

Конкурировать с китайцами по цене все равно не получится, говорят эксперты, приводя пример: на белорусской неделе моды недавно показали платья, которые на тот момент уже были скопированы, пошиты и выложены в Интернет китайскими умельцами. Это не ручная работа, поэтому цены отличались на порядок, но визуальных отличий было не найти. В таких условиях  конкурентными преимуществами российских производителей могут быть только качество товара и сервис. Нужно сделать так, чтобы покупать одежду и обувь было удобнее у отечественных онлайн-ретейлеров, вне зависимости от того, импорт это или местное производство, говорит Артем Соколов:

"Этого, конечно, не сможет сделать ни один зарубежный магазин: когда к вам приезжает курьер с несколькими парами обуви различных размеров, у вас есть возможность, сидя дома на диване, померить и те, и другие, и третьи, понравившиеся - взять, остальные - отдать обратно. Здесь этот сервис играет определяющую роль".

Справедливости ради нужно сказать, что российские товары не всегда уступают по цене импортным аналогам. В рамках совместного с китайцами эксперимента в разделах бытовой техники и электроинструментов можно найти множество известных зарубежных марок российской сборки. И они не дороже, чем в специализированных магазинах. Только что ассортимент пока довольно скромный.