07:09, 21 апреля 2019

«Дыхнул – и свободен» или тотальный контроль: какой алкозамок лучше

В Мосгордуме предлагают оборудовать все такси так называемым алкозамками, чтобы водители не могли садится за руль пьяными. В тоже время коллеги московских депутатов из областной думы считают необходимым устанавливать «алкозамки» на водные мотоциклы. Ни то, ни другое предложение пока не оформлено в виде законопроекта. Это – предмет обсуждения. Но в прошлом году про алкозамки говорили в ГИБДД. Это – один из пунктов долгосрочного плана по снижению смертности на дорогах. Что представляет собой алкозамок и во что обойдется его установка? В этих вопросах разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Борис Бейлин.

Алкозамок – это, фактически, алкотестер, соединенный с системой зажигания. Его можно установить на любой современный транспорт. Устройство не дает завести автомобиль до того, как водитель не «подышит в трубочку». Прибор должен сначала подтвердить, что человек за рулем – трезв.

В США с конца 80-х годов водителей, которые ранее попадались пьяными за рулем, обязывают устанавливать алкозамки на своих машинах на определенный срок за их счет. Подобная система существует и в некоторых европейских странах, отмечает автомобильный обозреватель «Вестей ФМ» Игорь Моржаретто.

МОРЖАРЕТТО: Могу рассказать, как это происходит в Швеции. Если человек попадается в первый раз за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, но превышение невелико, то ему предлагают на выбор: лишение прав на 2 года и штраф, либо просто штраф (права мы, условно, оставляем), но за свои деньги водитель устанавливает алкозамок и еще платит за спутниковую систему, которая отслеживает пробы. Дыхнул – и информация полетела к диспетчеру. И к тебе выезжает полицейский. Установка этой штуки стоит около 1 тысячи долларов. Плюс ежемесячно нужно платить за связь.

Не исключено, что в Европе алкозамки вскоре начнут устанавливать не только на машины нарушителей правил. На днях Европарламент утвердил в первом чтении новые требования ЕС к безопасности транспортных средств. Они вступят в силу с 2022 года. С этого времени все новые машины должны быть оснащены различными системами безопасности, в том числе и алкозамками. Правда, пользоваться старыми автомобилями тоже будет можно.

Несколько лет назад подобные эксперименты проводились и у нас в некоторых регионах на школьных автобусах. Но масштабного внедрения алкозамков не произошло. Тогда в обществе была дискуссия. Прибор стоил немало. А обмануть его было легко. Ведь нетрезвый водитель мог просто попросить кого-то из пассажиров или из трезвых коллег дунуть в трубку. Можно было прибегнуть к помощи компрессора или же сделать «консервы» – в трезвом состояние надуть воздушный шарик. А затем сдуть его через трубку контроля трезвости.

Но современные алкозамки обмануть сложнее. На рынке есть разные приборы, сообщили нам в компании, занимающейся таким оборудованием.

СОТРУДНИК: Они отличаются функционалом. Есть такие, которые перед тем как завести машину, нужно продуть один раз и все. А есть такие, какие можно программировать. Каждые 10 минут, каждые 30 минут нужно продуть. А если не продуешь, то он начинает, к примеру, пищать.

Некоторые алкозамки фиксируют вмешательство в свою работу. Есть приборы, которые при подозрение на то, что водитель пьян, передают информацию в режиме онлайн. Скажем, на диспетчерский пункт автопарка.

СОТРУДНИК: Есть такие приборы, которые автоматически передают данные по смс, если отказался продуть. Чем меньше возможности обмануть, тем дороже.

Установить такое оборудование можно в автобусе, в грузовике, в автомобиле, на обычном или водном мотоцикле. Цена алкозамка зависит от производителя и набора функций. Скажем, относительно дешевый прибор, сделанный в юго-восточной Азии, стоит около 25 тысяч рублей. Фактически, это – обыкновенный алкотестр. А вот за 100 тысяч рублей на рынке предлагают аппарат, который будет контролировать состояние водителя не только перед запуском двигателя, но и во время поездки. Если в какой-то момент выяснится, что человек за рулем все-таки нетрезв, произойдет включение «аварийки». Можно совместить алкозамок и с контрольной записью видеорегистратора, чтобы убедится в том, что в трубку дул конкретный водитель машины. Но такие системы, естественно, еще дороже.