День Победы как День спасения и освобождения  в еврейском календаре. Гости - помощник президента фонда СТМЭГИ Давид Мордехаев и раввин Шимон Левин.

Ведущие - Евгений Сатановский, Сергей Корнеевский.

ЛЕВИН: Наше главное оружие – это память, и она у нас работает. Мы умеем помнить!

САТАНОВСКИЙ: Мы когда с Германом Рашбиловичем, на самом деле, сидели, он мне про это рассказывал. Вот у него одна из мотиваций была, насколько я понимаю, именно та, что наше поколение – последнее (и, видимо, это все ощущают), которое это чувствует. Потому что это родители и это дедушки с бабушками. Если ты этого не чувствуешь, как-то это все далеко, то чего там отмечать что-то, что было во франко-прусскую войну? Мне-то какая разница, что там было? Я это не видел, не помнил, и мы не воевали. А здесь как-то всем пришлось!

ЛЕВИН: Когда это поднимается на религиозный уровень - ведь религиозный аспект не противоречит светскому, он его дополняет, он его поднимает, может быть, на более высокий уровень, то это сохраняется уже на тысячелетия. Потому что сейчас мы помним войну, слава богу, еще живы ветераны. Но, к сожалению, они не вечны!

САТАНОВСКИЙ: Да, сколько им лет!

ЛЕВИН: И что будет через 10, 20 лет! Поэтому сейчас, когда еврейский народ начинает отмечать этот день как религиозную памятную дату, то даже когда, к сожалению, ветеранов не станет, я думаю, что это сохранится в нашей памяти, она не станет меньше, эта дата. Потому что это - религиозное событие, которое религиозный еврей - каждый год он приходит в синагогу в этот день, открывает молитвенник и благодарит Бога, благодарит тех людей, которые помогли спасти еврейский народ, вспоминает тех, кто пожертвовал своими жизнями ради этого. Это - религиозная обязанность каждого еврея.

САТАНОВСКИЙ: На самом деле, это очень любопытно с точки зрения всех конфессий нашей страны, потому что, уж если говорить, что духовность у нас несет в значительной мере клир, то какая разница для мусульман или для христиан – неважно, каких конфессий – шиитов или суннитов, живущих в России, православных или католиков, чем была война, если есть 9 мая, без которого страны бы не было! Просто той страны, где мы живем, ее не было бы!

Вот, евреи у себя точно успели отметиться, просто потому что для нас это, может быть, более болезненно, может быть, жертвы были уж очень чудовищные, но, на самом деле, это серьезная вещь. По-моему, и в русской православной церкви есть специальная молитва по погибшим о войне и увековечивании их памяти.

МОРДЕХАЕВ: Но я вам хочу сказать, почему евреи преуспели. Мы говорили уже об этом. Действительно, нацисты не хотели евреев победить, не хотели поработить, а реально хотели их уничтожить. Поэтому мы понимаем это. То, о чем вы говорили - почему именно Герман Захарьяев спрашивает? На минуточку, мы забываем, что Герман Рашбилович – автор диссертации о религиозном иудаизме, о хасидизме, кандидат философских наук. А что это, если не философия?! Как можно к этому прийти, если не философствовать?

Полностью слушайте в аудиоверсии.