Глобализация и современная западная масс-культура как корень трагедии в Керчи и многое другое в эфире "Вестей ФМ" обсуждают Сергей Михеев и Сергей Корнеевский.

МИХЕЕВ: В сегодняшнем кинематографе голливудском культ насилия занял центральное место. Действительно хорошие, добрые фильмы стали скорее исключением, а повсеместностью стал культ насилия или скабрезные комедии ниже пояса – вот что. И кто герои там? Там герои разные странные люди, скажем так. Извращенцы, мошенники, убийцы, наёмные киллеры всякие разные и просто придурки. Вот в чём дело-то! Посмотрите, как меняется мейнстрим в этой американской субкультуре. Она не всегда была такой, но свойство последних десятилетий именно такое. Именно такое. Романтизация и идеализация зла, придание ему привлекательного характера. Слушайте, ну, а разве здесь вот, у себя мы это не чувствуем? Сколько людей, которые возмущались когда-то сериалами, романтизирующими криминальные разборки. Помните, сколько говорили: "Как же так, в 90-е годы у нас все мальчики захотели стать бандитами, а все девочки проститутками?!"

КОРНЕЕВСКИЙ: По-моему, супруга Чубайса говорила, что он о 90-х узнал именно из сериала "Бригада", а до этого ничего не знал.

МИХЕЕВ: Да. Помните вот эти разговоры? Получается, значит, вот здесь вы видите проблему, а там вы не видите. Там она просто талантливо сделана, вот всё. Не так топорно, не так ходульно, не так примитивно. Но от этого она ещё и опасней. Знаете, когда была война в Афганистане, я не знаю, сейчас там такие штуки практикуются или нет, но когда была война в Афганистане, вот где наши участвовали, там бывали случаи, когда боевики вот эти, духи, они маскировали взрывные устройства и гранаты под детские игрушки. Бросают эту детскую игрушку, ребенок подходит, думает, что это игрушка, берётся за неё, и ему отрывает руку или ногу. Вот современная американская культура это примерно то же самое.

КОРНЕЕВСКИЙ: Только душу отрывает.

МИХЕЕВ: Да. На вид привлекательно и красочно. Подходишь, берешься за неё, а она отрывает тебе душу, разрывает или наполняет её огромным количеством дерьма, даже иногда когда рассказывает про хорошие вещи. А потом тот, у кого эту душу разорвало уже на части, он начинает рвать людей на части в этой, реальной жизни. И то, что вы не хотите этого видеть, говорит о вашей слабости, потому что самому себе очень неприятно признаваться в том, что некоторые ваши увлечения могут быть порочными, а некоторые ваши идеалы могут быть лживыми, фальшивыми. И пытаться за Гарри Поттером скрыть тысячи голливудских фильмов, где главными героями становятся откровенные ублюдки и подонки, привлекательные, ну, это тоже немножко подло, по большому счёту. Да Гарри Поттер ваш тоже там весь в соплях, надо сказать.

Вот, например, один из культовых фильмов про маньяков "Молчание ягнят". Сергей, просто маленький тест. Вы помните, как звали вот этого маньяка, главного героя? По фильму?

КОРНЕЕВСКИЙ: Это не каннибал Лектор, нет?

МИХЕЕВ: Ну да. А вы помните, как звали детектива, который расследует дело против него?

КОРНЕЕВСКИЙ: Нет.

МИХЕЕВ: Вот и всё. Вот и всё! Отрицательный герой показан гораздо привлекательнее, гораздо загадочнее, гораздо таинственнее и в конечном итоге гораздо героичнее, чем тот, кто борется со злом. Вы не помните этого детектива! Это была женщина в одной из серий, в другой ещё кто-то, и никто не помнит, понимаете. Никто не помнит, потому что положительный герой в голливудских фильмах давно занимает второстепенное место дурачка.

Полностью слушайте в аудиоверсии.