тема: ЖКХ
15:09, 10 января 2020

Штраф за переплату: коммунальщиков накажут за завышенные тарифы

Завышенные тарифы ЖКХ приведут к штрафам. Коммунальные компании будут наказывать за то, что они выставляют населению необоснованные цены на газ, электричество, воду и тепло. В правительстве готовят поправки, а в Госдуме уже заявили, что намерены их поддержать. Эксперты коммунальной отрасли говорят, что подобные штрафы давно существуют, но фактически не работают. Надзорные органы не успевают уследить за всеми, а население просто не понимает, куда и как нужно жаловаться. Что делать, если тариф оказался завышенным, разбирался обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Коммунальщиков предлагают штрафовать, если тариф в платежке оказался выше нормы. Размер штрафа пока неизвестен, как и то, кому его зачислят – государству или пострадавшему жильцу. Но в целом депутаты одобряют идею и готовы такую поправку поддержать.

Сейчас в каждом регионе установлены свои максимальные тарифы, выше которых коммунальщики начислять свою плату не могут. Но на практике случается, что людям выставляют счета за воду, газ, электричество и тепло на большую сумму, чем положено. Проверить это можно своими силами, зайдя на сайт своей региональной службы по тарифам и сравнив их эталонную тарифную сетку с цифрами из платежки или с сайта управляющей компании. В идеале завышение, если оно есть, должны находить надзорные органы, но они не всегда успевают, поэтому жильцам полезно иногда самим посматривать за своим водоканалом, энергетиками-сбытовикамии, теплоснабжающей организацией и прочими, говорит замгендиректора ассоциации «ЖКХ и Городская среда» Дмитрий Гордеев.

ГОРДЕЕВ: На единицу соответствующего ресурса устанавливается тариф: кубометр холодной или горячей воды, кубометр газа, одну гигакалорию тепла, один киловатт-час. Никто не может – ни ресурсоснабжающая организация, ни управляющая организация, если она исполнитель коммунальных услуг, – производить расчет по иным тарифам, нежели установленным органом государственной власти субъекта федерации. Это, естественно, является нарушением.

В идеале нарушение должны устранять по одному заявлению любого из жильцов. Человек пишет претензию, мол, тариф в платежке выше, чем на сайте службы по тарифам, и на этом основании всем сделают перерасчет. Если ответа нет или коммунальщики отказали, то можно пожаловаться в ФАС, которая устанавливает те самые эталонные тарифы, в прокуратуру или жилинспекцию. Можно сразу во все три инстанции в электронном виде. Сейчас это неплохо работает, ведомства отвечают в течение месяца. Что важно, автор жалобы получает право вернуть не только свою переплату, но и получить дополнительную компенсацию, которая составляет 50% суммы превышения. Условно говоря, можно подкопить завышенные платежки, а потом за целый год получить по ним возврат вместе с хорошим штрафом. Продолжает Дмитрий Гордеев.

ГОРДЕЕВ: Помимо вот этой суммы превышения, возвращается еще и сумма, равная половине этого превышения. Условно говоря, если превысили на 500 рублей, то исполнителем коммунальных услуг возвращаются эти неправильно начисленные 500 и сверх этого – еще 250 рублей. При непрямых договорах – УК и ТСЖ, а при прямых договорах – водоканал, энергетики-сбытовики, теплоснабжающая организация, газовики-распределители и так далее.

Но это относительно простая ситуация, когда коммунальную компанию можно буквально поймать за руку без особых усилий. На практике мало кто из них рискует в открытую ставить высокий базовый тариф. Гораздо чаще они завышают объем потребления. Например, приписывают недостачу по воде из одних квартир другим. Или распределяют утечки из общей трубы между всеми жильцами. Или просто не принимают показания по счетчикам под надуманным предлогом и выставляют плату по нормативу, который обычно выше. И это только по воде. Проверить недопоставку тепла, которое в разы дороже, гораздо сложнее. Нужно вызывать специалистов с оборудованием, проводить замеры, составлять акт. И совсем сложная ситуация, когда региональный тариф завышен сам по себе. Это может быть в случае, если местные власти в угоду региональным энергетикам, например, позволяют включать в себестоимость тепла и электричества те же самые утечки, потери и прочие убыточные статьи, не имеющие прямого отношения к квартирам. И вот с этим бороться практически нереально, говорит исполнительный директор «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева.

РАЗВОРОТНЕВА: Тарифы у нас регулируются государством. Они устанавливаются региональными регуляторами, которые сейчас являются структурами ФАС. Они разные: где-то есть завышение, где-то есть занижение, например, по воде тарифы регулярно находятся ниже экономически обоснованных. Тут надо разбираться с каждым предприятием отдельно, потому что есть действительно те, кто включают туда необоснованные затраты.

По словам экспертов, корень проблемы в том, что коммунальное хозяйство более чем наполовину – родом из СССР. Его нужно модернизировать, но на деньги жильцов это сделать нереально. Фонды капремонта идут на другие цели, а в бюджетах большинства регионов денег и так в обрез. Поэтому возникает неравенство между жильцами новых домов и районов и тех, в которых инфраструктура изношена. В новых платят меньше, получая более качественные услуги. В старых платят больше, но при этом качество обслуживания у них все хуже. С точки зрения жильца возможны два решения: либо переехать в более новый дом, либо постоянно писать жалобы на коммунальщиков.