Как Турция стала страной массового туризма
История Турции как страны, завоевавшей признание туристов, что среди восточныйх стран особенно ценно.
СТУПАК: Всем здравствуйте. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, приветствую вас.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: Сегодня мы решили поговорить о провинциальной Турции, о том, что интересного можно посмотреть за пределами морского побережья и крупных туристических центров. Другими словами, отправляемся туда, где пока еще не ступала нога массового туриста. Нашим провожатым сегодня станет Иван Стародубцев – специалист по Турции, блогер, автор и большой друг нашей радиостанции. Иван, здравствуйте. Спасибо, что пришли.
СТАРОДУБЦЕВ: Здравствуйте. Спасибо, что пригласили к себе.
САФАРОВ: Здравствуйте, Иван.
СТАРОДУБЦЕВ: А то все о политике да о политике...
СТУПАК: Нет, мы абсолютно вне политики. Мы о культуре, о туризме. И перед эфиром мы с вами обсуждали один очень интересный момент, и с него я и предлагаю начать – с рассказа о том, как Турция стала страной массового туризма и как она сейчас себя продвигает. Ведь действительно не каждая восточная страна может похвастаться тем, что она так популярна у наших сограждан. И я напомню нашим слушателям, что буквально накануне открылся фестиваль Турции в Москве, который продлится до воскресенья. А предстоящий 2019 год объявлен перекрестным Годом культуры и туризма России и Турции. Так что наш разговор более чем актуален.
СТАРОДУБЦЕВ: Да. Но я внесу небольшое, так сказать, замечание здесь. Турция – это страна массового туризма номер один для россиян. Она не просто популярнее там или в одном ряду с кем-то стоит, она очень сильно впереди планеты всей, особенно после того, как для россиян закрылся Египет. А моду на Турцию… у нас получилось интересно, у нас получилось, что упал "железный занавес" перед Советским Союзом, и вот поток наших туристов хлынул за рубеж, и особенно хорошо им хлынулось в сторону Турции. И почему-то посчитали, что вот именно Россия внесла там или Советский Союз (то, что от него осталось), внесли решающий вклад в то, что произошло в туристической индустрии турецкой. Да, отчасти это справедливо, очень много денег наши туристы в Турции оставили. Наверное, все помнят Стамбул 90-х годов, крытый рынок, сколько к нам хлынуло вот этих вот товаров – там Adidas ("аддидас" с двумя "д", там "абибас" и прочее), вот это все хлынуло. А на самом деле турками проделана очень большая домашняя работа.
САФАРОВ: Ну даже сейчас трудно представить себе, что представляла собой Турция 80-х годов, например, без русского туриста и русского челнока.
СТАРОДУБЦЕВ: Вы знаете, очень интересно, вот я… сейчас как раз мы вернемся к вот этой истории – того, откуда взялся туризм турецкий массовый. Мне кажется, что все это началось немножко с ориентализма, с моды на Восток, которая былав 19-м веке, это все находило отражение в книжках.
СТУПАК: Вспомним Пушкина, как минимум.
СТАРОДУБЦЕВ: Да, это и в живописи находило свое отражение. А потом возникла вот эта трасса Стамбул… в смысле Париж, Париж…
САФАРОВ: Восточный экспресс.
СТАРОДУБЦЕВ: Восточный экспресс Париж – Вена – Стамбул, который пустили.
СТУПАК: Знаете, я всю жизнь мечтала на нем покататься и все время думала…
САФАРОВ: А он, кстати, действует, работает до сих пор?
СТАРОДУБЦЕВ: По-моему, его сейчас даже продлевают, его делают частью вот этой вот оси "один поезд – один путь", его вписывают уже в Китайскую железную дорогу. Конечно, конечно.
САФАРОВ: Но тем не менее классический все-таки европейский до Стамбула. Это, конечно, замечательное путешествие.
СТАРОДУБЦЕВ: Да, классический был. И в принципе начало турецкого пути к туризму именно лежит вот там вот. И я пошел дальше бы и сказал бы, что ориентализм, он и сейчас присутствует, просто он изменил лицо. Эта мода на турецкие сериалы ведь повальная. То есть если человек не смотрел, к примеру, "Стамбульскую невесту", то он обязательно смотрел "Великолепный век". Это просто, особенно первый сезон, когда уровень был очень еще высокий, там сценарий сильный и все остальное, как к этому ни относиться, это ведь тоже ориентализм своего рода.
СТУПАК: Да, безусловно.
САФАРОВ: Проникновение кухни турецкой в нашу страну. Ну пусть, может быть, не такой массовой, как кавказской и среднеазиатской, но тем не менее очень заметно.
СТАРОДУБЦЕВ: Ну, вообще говоря, кухня – это совершенно отдельная тема. Мы вот тут на "часе гастронома", когда с Бухаровым общаемся – с президентом рестораторов российских, мы говорим о том, что все кухни разбиваются на региональные, и, скажем, нет русской кухни, нет турецкой кухни, а есть региональные кухни. И в определенной степени наши гастрономические пространства, они пересекаются. То есть это южный берег там Черного моря нашего и северный берег Черного моря – это одно и то же...
Слушайте в аудиофайле!
Популярное
"Пусть Украина попросит тепла у Тихановской"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Вот этому хамству просто нет предела. Совсем недавно, летом прошлого года Украина имела прямое отношение к организации беспорядков в Белоруссии. Они это даже признали. Зеленский выступал с критикой Лукашенко. А теперь они обращаются: "Помоги нам, пожалуйста, Лукашенко!" Где же принципы – хоть какие-нибудь?!!"
"Логика революционеров – цель оправдывает средства"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Вот это "счастливое будущее" вы нам втюхиваете под сурдинку тех, кто поддерживает этих людей из-за рубежа? Где молодой и наглый хам будет издеваться над теми, кого считает слабее? Я считаю, такому "счастливому будущему" надо всеми имеющимися средствами поставить заслон".
"Познер много на себя берёт"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Познер много на себя берёт. Будучи, в общем-то, никем – какой-то там интервьюер непонятно чего, человек, который несколько раз за свою жизнь поменял убеждения, пытается высказываться на темы, в которых он ничего не понимает. Познер говорит, что он атеист. Атеисту рассуждать о религиях бессмысленно".