Фестивали, которые определяют музыкальные вкусы Европы
Летние музыкальные фестивали в Европе – почему билеты нужно заказывать за год до события?
СТУПАК: Всем здравствуйте. В эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, приветствую вас.
САФАРОВ: Приветствую, Полина.
СТУПАК: Сегодня мы решили немного отойти от нашей обычной тематики и рассказать о летних европейских музыкальных фестивалях. Спросите: почему именно сейчас? Ну, во-первых и прежде всего потому, что билеты на все события и спектакли летних фестивалей нужно покупать заранее, причем сильно заранее, начиная мониторить старт продаж практически с осени, то есть в прямом смысле слова загодя. Ну и во-вторых – подвести итоги уже прошедших, вот два из них самых основных еще продолжаются сейчас, и рассказать, что еще можно увидеть, если вдруг кто-то из наших слушателей там окажется. А вообще летняя музыкальная программа насыщенная, но мы выделим основные фестивали, потому что время нашей программы не позволит охватить все, а только самое-самое. Давайте, Марат, озвучим. Вот прежде всего это, наверное, Байройтский фестиваль – Вагнеровский.
САФАРОВ: Как старейший.
СТУПАК: Проходит он с 1876 года. Далее следует фестиваль в Зальцбурге – летний музыкальный фестиваль, который существует с 1920 года. А я бы еще выделила фестиваль в швейцарском Люцерне – с 1938 года он проходит. Опять же в австрийском Брегенце фестиваль тоже один из старейших. А интересен он тем, что спектакли на плавучей сцене, это тоже такая оригинальная изюминка этого фестиваля. И фестиваль в швейцарском Вербье – молодой относительно, с 94-го года. И вот эти вот основные фестивальные монстры, которые определяют музыкальные вкусы в Европе, и по всему миру, я думаю.
САФАРОВ: Да. И более того, они конкурируют между собой. У них, конечно, у каждого из них свое лицо, но есть и что-то общее, что объединяет европейские летние музыкальные фестивали.
СТУПАК: Вообще это же давняя история, да?
САФАРОВ: Во-первых, да, во-первых, давняя история, ну как минимум столетней давности. Возникновение этих фестивалей – конец или последняя четверть 19-го века. И, безусловно, активное развитие в течение 20-го века ввиду и мобильности людей, и того, что классическая музыка демократизируется и становится все более и более понятной значительному количеству слушателей. Между тем определенные какие-то такие моменты, которые связаны и с традициями, и, например, с гениями места, определяющими историю фестиваля, они сохраняются. Например, один из главных героев нашей сегодняшней программы Байройтский фестиваль строился и строится вокруг вагнеровской музыки только.
СТУПАК: Это, наверное, единственный фестиваль, который был придуман композитором, и в программе этого фестиваля произведения только этого композитора. А руководят этим фестивалем уже многие годы потомки Вагнера.
САФАРОВ: Да, руководят потомки Вагнера. Это такой монофестиваль. Допустим, если говорить о Зальцбургском, он, конечно, гораздо более разнообразен в своей программе, более демократичен.
СТУПАК: Причем, демократичен во всем, начиная с цен на билеты.
САФАРОВ: Во всем, да, во всем И в том, что, скажем, какие-то моменты, которые касаются и новаторских явлений в сценографии, и в оперной режиссуре, здесь проходят свое такое опробирование во многом, а потом уже уходят в репертуарные театры – в театры, где оперы ставятся на постоянной основе. А в Вербье фестиваль, как мне кажется, вообще без каких-то устойчивых традиций, очень широкий, очень демократичный, очень свободный и один из наиболее любимых самими музыкантами. Еще одна такая характерная черта европейских оперных фестивалей – их удаленность от больших городов. Вот представить себе, чтобы они проходили, скажем, в Берлине, в Париже или даже в Мюнхене, нельзя. Это все на природе...
Слушайте в аудиофайле!
Популярное
"Высылка дипломатов, новые санкции – всё это должно оправдать рост давления на Россию"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Не стоит это воспринимать совсем уж со смехом. Мне кажется, что всё это происходит в рамках подготовки большой провокации на Украине. Вот эта высылка дипломатов, новые санкции, демонизация с точки зрения кибератак – всё это должно оправдать качественный и по объёму, и по содержанию рост давления на Россию".
"Закон слишком мягок к тем, кто бросает вызов обществу"
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Я не вижу смысла в таком либеральном законодательстве. У нас, когда СССР развалился, одной из главных общественно-политических тем было то, что в Советском Союзе уж больно строгие законы, что это неправильно, мол, давайте смягчать, и много чего понасмягчали, в том числе и вот эти дела".
Главное для Украины – попытаться спровоцировать Россию на какие-то действия или заставить бездействовать
СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: "Всё напоминает подготовку военной провокации. Как это может быть сделано? Скорее всего, чтобы формально избежать обвинения в нарушении минских соглашений, украинская сторона затеет какую-нибудь провокацию, а потом скажет, что вот эта провокация является достаточным оправданием для начала наступления".