15:17, 13 марта 2012

Следствие выясняет причины падения "Аллигатора"

Специальная комиссия расследует причины падения под Торжком новейшего болевого вертолета Ка-52, или как его называют, "Аллигатор". Эта катастрофа произошла впервые. Ранее летных происшествий с вертолетами подобного типа не было. Подробности расследования – у корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Гололобова.

Накануне вечером экипаж Ка-52 выполнял плановый полет в районе Торжка. Именно там базируется Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. Почти все вертолеты этого типа приписаны именно к центру в Торжке. Здесь фактически испытываются и нарабатываются боевые качества этих уникальных винтокрылых машин, поясняет ответственный редактор "Независимого военного обозрения" Виктор Литовкин.

"Уникальный вертолет по-своему", - поясняет Литовкин.
 
Примерно в девять вечера связь с "Аллигатором" была потеряна. Сразу же начались поиски, но из-за наступления темноты они были приостановлены, с рассветом возобновились, и сегодня рано утром вертолет был обнаружен.

Выяснилось, что штурман экипажа – лейтенант был мертв, пилота  с тяжелыми травмами планировалось доставить в московский военный госпиталь имени Бурденко. Но по последним данным, он тоже, к сожалению, скончался. Стандартной в такой ситуации считается возбуждение уголовного дела по статье "нарушение правил полетов или подготовки к ним". То есть, проще говоря, это человеческий фактор, ошибки в пилотировании.

Возможно, они произошли из-за плохой погоды в том районе. Как говорят военные, видимость, да еще в сумерки была почти нулевая. Плюс прошедший в это время и в этом месте снежный буран. Также не исключено, что пилоты вышли на запредельный режим полета. Отчего случился так называемый перехлест винтов, размышляет заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

"Поскольку это соосный вертолет, т.е. у него два винта, то были, действительно, эпизоды, не с этим вертолетом, не с Ка-52, а с Ка-50 – одноместным. Там было несколько, как минимум три аварии и катастрофы связанные с перехлестом винтов. Да, такая тема есть", - отмечает Макиенко.

Крушение Ка-52 под Торжком стало первым именно для Ка-52. Но у его предшественника тоже знаменитого, и тоже соосного Ка-50 "Черная акула", было в разное время две катастрофы с человеческими жертвами. Причем погибали пилотирующие их генералы, герои Советского Союза и России. Титулованные пилоты-испытатели давали "Черной акуле" запредельные нагрузки, т.е. гораздо выше разрешенных, из-за чего у нее нижние лопасти перехлестывались с верхними. Но в любом случае перехлест винтов нельзя ставить в вину соосной схеме конструкции, уверен Виктор Литовкин. 

"При нарушении условий полета может случиться все, что угодно. Можно задеть и за вышку какую-нибудь. Просто надо не допускать того же перехлеста винтов. У нас очень много соосных винтов, Ка-226, Ка-27, которые используются и в ВМФ, МЧС, идут на экспорт. Ну и нигде при правильной эксплуатации полетов таких вещей не происходит", - добавляет Литовкин.

О значимости происшествия говорит тот факт, что на место катастрофы  Ка-52 прибыл лично главком ВВС генерал полковник Александр Зелин. Все-таки первое ЧП с "Аллигатором", а ведь их Минобороны собирается закупать массово, напоминает Константин Макиенко.

"Был размещен контракт на закупку 120 таких вертолетов. На 140 миллиардов рублей. Реализатором контракта является Арсеньевский завод "Прогресс". Т.е. это боевая машина, которая составит основу парка армейской авиации", - рассказывает Макиенко.

На протяжении всех нулевых годов шла жесткая конкуренция между двумя типами винтокрылых машин за право стать основным боевым вертолетом российских вооруженных сил. Это  соосный Ка-52 КБ Камова, и вертолет с традиционной схемой Ми-28 КБ Миля. В итоге пришли к компромиссу, и решили, что будут закуплены оба типа, но, правда, Ми почти в три раза больше. 

Милевских вертолетов, вообще, гораздо больше и в стране и в мире. Несмотря на периодически происходящие аварии с этими машинами, ведь никто не сомневается в их надежности. Поэтому и  единичная катастрофа Ка-52, скорее всего, не повлияет на закупочную политику  Минобороны, считает  эксперт центра анализа стратегии и технологий Василий Кашин.

"Одна отдельно взятая авария, я думаю, не может повлиять на спрос на этот вертолет. То есть, особенно, если она вызвана каким-то человеческим фактором, или вызвана техническими проблемами, которые могут быть легко устранены. Я думаю, что это не будет иметь каких-то последствий. Новая техника может оказываться сырой. Она может нуждаться в каких-то улучшениях", - объясняет Кашин.

Приоритетная версия крушения Ка-52 пока не выдвинута. Также пока неясно, почему пилоты не воспользовались уникальной системой катапультирования. А ведь она считается одним из достоинств данного типа машин.  На все эти вопросы должно ответить следствие.