16:41, 02 апреля 2013

В генеральском автопарке нашли коррупционную составляющую

Экс-министра обороны вновь упоминают в связи с сомнительными финансовыми операциями в оборонном ведомстве. По данным "Известий", сотни автомобилей, которые Минобороны арендовало для служебного пользования, обогатили допущенных к бизнесу чиновников на миллионы рублей. Схемы заключения контрактов вызывают серьезные подозрения. Годовая аренда каждой машины была сравнима по цене со стоимостью двух новых автомобилей. Прибыль получали аффилированные компании. Эксперты замечают, что подобные схемы характерны для некоторых госструктур. Это позволяет чиновникам обеспечивать себе высокую прибавку к зарплате. В махинациях разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.

Более пятисот автомобилей, грузовики, микроавтобусы, бронированные джипы и представительские седаны - весь автопарк Генштаба оказался источником небывалого заработка для военных чиновников, уверяют издания, ссылаясь на данные следователей. Машины закупали на бюджетные деньги, но, по замыслу реформы, военные не должны отягощать свою службу заботой о сохранности автопарка - это дело гражданских. И машинами заведовал некий ФГУП, у которого Минобороны и арендовало всю технику. Вопросы возникли после изучения схемы, ведь получалось, что ведомство платило за использование автомобилей, купленных за бюджетные деньги, учреждению, которое никак не причастно к тому, что эти автомобили у военных появились. ФГУП просто получил машины в пользование и собирал за это плату. Заместитель председателя комитета по борьбе с коррупцией Ирина Рукина уверяет, что это довольно распространенная схема: "карманные" предприятия позволяют осваивать бюджетные деньги.

"Это касается не только автомобиля, это касается подрядов, выгодных этим ФГУПам, МУПам и так далее. ГУП имеет поразительную юридическую конструкцию - это вроде государственное предприятие, но никакую ответственность перед государством владелец ГУПа не несет, хотя государство ему передает имущество, средства, отсюда все эти нарушения. Слишком удобная форма для чиновников, возможность иметь вот такой ГУПчик под боком, собственный свечной заводик".

Очень часто такие ФГУПы возглавляет кто-то из ближайшего окружения чиновника. В случае с ведомственным автопарком это обеспечивает регулярную прибыль. Если хорошая представительская иномарка, достойная возить высокопоставленного генерала, стоит 2,5-3 млн рублей, то ежегодная аренда такой машины обходилась в 5-6 млн, то есть в два раза дороже. Как сейчас утверждают, к бизнесу был причастен родственник экс-министра обороны, с предприятием которого и были заключены контракты, подписанные главой ведомства. Впрочем, об официальных обвинениях или подозрениях в адрес конкретных лиц пока ничего не известно. Информация раскрывает лишь сам факт заключения сомнительных сделок. Но подобные приемы вполне применимы, рассуждает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Было бы что тратить, смету любой чиновник составит.

"Есть поговорка: нашему чиновнику дай тему, а как ее удорожать раз в 10-15, он придумает, обоснует. Он скажет, что машине надо менять четыре раза колеса для обеспечения безопасности должностных лиц. А мойка - он же не будет на обычную мойку ездить, значит, договор со специальной мойкой, которая стоит 5 тысяч в день, и всё, дальше пошла тема, она стандартна".

Высокую стоимость аренды чиновники объясняют дороговизной запчастей, дорогим сервисным обслуживанием, необходимостью оплачивать услуги личного водителя, которых, как правило, несколько. Но никакая арифметика не помогает понять, как так получается, что содержание нового, а значит, надежного автомобиля обходится дороже, чем новая машина. Учитывая, что только в автопарке Генштаба было более 500 автомобилей, оборот мог составлять сотни миллионов рублей. А если сложить только московские ведомства и чиновников, использующих служебных транспорт, то получится, что поездки госслужащих стоят бюджету космических сумм. Но на этом бизнес на автопарке не заканчивается, довольно часто все эти дорогие машины в какой-то момент внезапно теряют в цене - это еще один этап извлечения выгоды с помощью государственного имущества, последний. Автомобиль продают своим людям, а те могут его оставить себе, могут перепродать, рассказывает Ирина Рукина.

"Это путь машины: сначала она послужит какое-то время, а потом почти новая будет выкуплена за гроши теми же чиновниками, так и происходит. Замена машин происходит примерно раз в 2-3 года, и фактически новая машина доставалась отдельному лицу за бесценок".

Таким образом, машина выходит из этой цепочки операций, позволяющих зарабатывать деньги на служебном транспорте. Для чиновника покупают новый автомобиль, с помощью которого из бюджета начинают выкачивать деньги, и весь круг действий повторяется.