15:00, 31 августа 2017

ТО перестанет быть фикцией

В Минэкономразвития разъяснили, как и кого будут штрафовать за техосмотр. Страховщик, по данным "Российской газеты", получит право так называемого регрессного требования потерпевшего к виновнику аварии, у которого нет техосмотра. То есть страховщик выплатит ущерб пострадавшему, но с виновника аварии взыщет ту сумму, которую он заплатил, раз виновник ездил без техосмотра. Эти положения войдут в новый профильный законопроект. Его изучил корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Техосмотр в российских реалиях - часто фикция. Даже машину на линию ставить не обязательно. Главное - заплати, а диагностическую карту тебе уж как-нибудь выпишут и внесут в базу данных. Бороться с такой  практикой частных станций ТО трудно. Одна из мер, предлагаемых в законопроекте, - видеосъемка самого процесса техосмотра. То есть как мастер разглядывает в яме подвеску тестируемой машины, как она движется на барабанах и так далее - всё это фиксируется в  памяти компьютера. А затем контролирующие органы всегда могут это проверить. Правда, русская смекалка даже тотальный видеоконтроль может превратить в фикцию, признает юрист, руководитель отдела расследований журнала "За рулем" Сергей Смирнов.

"Есть понятие - "итальянская забастовка", когда вроде бы человек на работе, но при этом ничего не делает. Здесь операторы могут делать точно так же: приехала машина, сфотографировали либо сняли на видео, что она была на пункте, а дальше, по сути, ничего не проверяют. Здесь необходима серьёзная ответственность для самих операторов, если они формально к этому отнеслись. Вот как это проверять - не знаю. Наверное, какие-то контрольные закупки делать периодически, чтобы все были в тонусе".

Есть еще один способ, которым пользуются автомобилисты, чтобы лишний раз не заезжать на техосмотр. Диагностическая карта требуется только при оформлении полиса ОСАГО. Если до конца срока действия диагностической карты остается пара дней, то полис ОСАГО оформить можно. А техосмотр можно не проходить. И пока действуют именно такие правила, признает начальник управления автострахования страховой группы "Спасские ворота" Алексей Мишин.

"Как раз норма о том, что должна быть действующая карта на дату начала полиса. И всё. Соответственно, возникает опасность, что автомобиль на самом деле вовремя не проверяют. Может быть, карта закончилась на следующий день после страхования. Подошёл убыток, автомобиль уже был физически неисправен, страхователь ничего не предъявляет, и требовать у него по текущему законодательству - незаконно".

А будет - законно. Весь срок ОСАГО должен перекрываться сроком действующего ТО. Если же при ДТП окажется, что именно в этот злополучный день диагностическая карта уже не действовала, то у виновника аварии появятся большие проблемы, говорит автоюрист Дмитрий Славнов.

"Страховая компания что хочет? Если произошло ДТП и диагностической карты нет, тогда она может в регрессе требовать деньги назад".

Ущерб пострадавшему страховщик покроет, но потом потребует возврата уплаченного от виновника ДТП.  А всё потому, что у него не было ТО. И машина могла попасть в аварию именно по  причине своего плохого технического состояния. Могла, конечно, и по другим причинам, например, из-за невнимательности водителя. Но это проверить сложно, а потому регресс все равно будет по умолчанию, предупреждает Алексей Мишин.

"Обстоятельства ДТП сложно понять только по справкам, предоставленным документам от ГИБДД. Чтобы определить, что авария произошла из-за технической неисправности, нужна очень дорогостоящая экспертиза. И мало кто из страховщиков на это пойдёт, даже если есть подозрения. Это будет мотивировать водителей проходить ТО". 

Правда, тут появляются некие непонятности. Полис ОСАГО сейчас  привязывается  к номеру конкретной диагностической карты. А если на момент ДТП уже будет новая карта, то старая уже закончится. И вроде как ТО вовсе нет. Хотя автовладелец - сугубо законопослушен. Как трактовать такой  случай, пояснил Алексей Мишин.

"В этом - плюс работы с едиными базами данных. Страховщик запросит, есть ли карта на дату ДТП. Новая, старая - это уже неважно. Та, которая предъявлялась, или уже другая. Главное - что есть действующая карта".

Ну и, наконец, еще один пункт нового законопроекта: за отсутствие ТО будут штрафовать автоматические дорожные камеры. Правда, есть вариант, что такая же санкция настигнет водителей, не имеющих ОСАГО, хотя две эти темы тесно между собой переплетены. Зато известен уже размер штрафа - 800 рублей. Причем отсутствие ТО будет фиксировать каждая встречная дорожная камера. Так что поток "писем счастья" может оказаться нескончаемым.