16:58, 13 октября 2017

Ространснадзор проконтролирует техосмотр

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта получит новые полномочия, чтобы диагностические карты выдавались водителям только после реального обследования их машин. На первом этапе будут собираться жалобы в письменном виде, а в скором будущем на подмогу придут новые технологии, чтобы заветную справку для получения полиса ОСАГО нельзя было просто заказать через Интернет. Подробности - у обозревателя "Вестей ФМ" Сергея Артемова.

Техосмотр, который изначально задумывался как барьер для выезда латаных-перелатанных машин на дороги, стал неплохим видом заработка для тысяч псевдопредпринимателей. Заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов называет тому причиной как хакерские атаки, так и лукавство руководителей аккредитованных автотехцентров.

ЕФРЕМОВ: Сегодня много различных фишинговых операций происходит в отношении Единой автоматизированной системы технического осмотра, куда передается информация о проведенном ТО - так называемые диагностические карты. Взламываются логины и пароли операторов технического осмотра. Либо существуют недобросовестные операторы техосмотра, которые продают свои логины и пароли, и уже от их имени посредники продают диагностические карты без прохождения непосредственно технического диагностирования в пункте технического осмотра.

Подсчитать долю "честных" диагностических карт и купленных с рук через Интернет сегодня невозможно. Помимо бумажного документа, данные об осмотре должны заноситься в электронную базу. При этом бумажный документ остается превалирующим, а клиент, пришедший в страховую компанию за полисом ОСАГО, продолжает Сергей Ефремов, защищен презумпцией добросовестности.

ЕФРЕМОВ: Гражданин предъявляет диагностическую карту - может, там не работал Интернет, не смогли передать информацию в ГИС ТО, сломался компьютер, заболел человек, который должен этим заниматься, - да мало ли чего могло приключиться, но фактически техосмотр пройден, и страховая компания при предъявлении документа должна его принять и оформить полис ОСАГО.

Арбитром ситуации, судя по законопроекту, разработанному в Минэкономразвития, может стать Ространснадзор. Ему поручат с будущего года принимать жалобы на фальшивый техосмотр. Вряд ли на это будут сетовать владельцы машин, которых доставка диагностических карт на дом вполне устраивает, а вот страховые компании, которые сегодня, сомневаясь в подлинности документа, не могут даже звонить в полицию, по словам Сергея Ефремова, активно начнут о таких фактах регулятору сообщать.

ЕФРЕМОВ: Чем меньше будет проходить реальных техосмотров, тем больше на дорогах будет транспортных средств в неисправном состоянии, а значит чаще будут возникать страховые случаи, за которые будут отвечать страховые компании.

В результате технические центры за липовые осмотры будет ждать штраф до 100 000 рублей, а также отзыв аккредитации на такую работу впредь. Есть еще одна поправка в 170 закон о техническом осмотре - она гласит, что диагностическая карта перейдет только в электронный вид. К ней также будут прилагаться фотографии машины на стенде в боксе техцентра для подтверждения подлинности процедуры. В будущем году проект обсудят в Думе. Однако для самих страховых компаний ужесточение надзора за техосмотром невыгодно - с одной стороны, водителей, допущенных к получению ОСАГО, станет явно меньше, с другой - в некоторых страховых компаниях можно договориться за отдельную плату об оформлении диагностической карты прямо при покупке полиса. 

В перспективе же при контроле планируется использовать технологические новинки. С 1 января на все новые продаваемые в России автомобили устанавливается система ЭРА-ГЛОНАСС. И обязательный ежегодный техосмотр для таких машин начнется с января 2024 года. К тому времени, как сообщает "Российская газета", Ространснадзор намерен ввести сверку посещений техцентров с геометками машин, оснащенных этой системой, по спутниковым картам. И надо понимать, к тому времени установить модуль ЭРА-ГЛОНАСС обяжут и водителей, машины которых выпущены до 2017 года, чтобы проверка действительного приезда машины на осмотр стала объективной и быстрой.