17:08, 11 декабря 2018

Проблему фиктивного ТО решат тюрьмой и штрафами

За фиктивный техосмотр будут сажать; штраф за "левую" диагностическую карту вырастет в 2,5 раза. В Госдуме обсуждают несколько законопроектов, которые должны решить проблему "серого" техосмотра. Их детали изучил экономический обозреватель "Вестей FM" Павел Анисимов.

Лишь 1 из 5 автовладельцев честно проходит государственный техосмотр – с заездом машины на стенд, проверкой тормозов, выхлопа и света, уверяют специалисты. Остальные покупают поддельную диагностическую карту либо оформляют вполне законную, но без должной проверки автомобиля. В любом городе можно найти несколько автосервисов с аккредитацией, в которых карту выписывают за несколько минут. Никакой сложной диагностики: мастер обходит вокруг машины, просит "поморгать" фарами и побрызгать омывайкой. После номерной документ вносят в базу, и можно ехать оформлять полис ОСАГО.

Сами страховщики тоже промышляют "серым" техосмотром: страховые агенты, даже не глядя на машину, выписывают диагностическую карту и автогражданку. Такая схема устраивает большинство водителей, отмечает автоэксперт Игорь Моржаретто. Не нужно тратить время и деньги на ремонт, который наверняка предпишут сделать при честной диагностике машины.

МОРЖАРЕТТО: Техосмотр во многих странах мира отменён, ведь по правилам дорожного движения за исправность автомобиля в любом случае отвечает водитель. И он будет отвечать, если что-то случится на дороге из-за неисправности автомобиля. Но там, где он есть, к нему тоже отношение разное. В Германии, например, он очень строгий, а в других странах – чисто формальная процедура.

Правила государственного техосмотра в нашей стране много раз менялись. Последняя реформа прошла 6 лет назад. Тогда для борьбы с коррупцией проверку исправности машин передали от ГАИ частным компаниям. Вместо техталона ввели диагностические карты, которые проверяют страховщики. По итогам реформы количество техосмотров "по правилам" сократилось на треть. Его стало проще купить, чем проходить официально.

Чиновники предлагают наказывать за "серый" техосмотр. Штраф для водителей с "левой" диагностической картой, которой нет в базе, увеличат до 2 000 рублей. А если такой автомобиль попал в аварию из-за неисправности, с его владельца могут потребовать компенсацию.

Технических экспертов собираются штрафовать и лишать аккредитации за мошенничество с диагностическими картами, а в некоторых случаях будут сажать в тюрьму. Надзор возвращают государству: следить за тем, как частники проводят техосмотр, поручено Ространснадзору. Получить диагностическую карту будет сложнее, отмечает главный редактор журнала "За рулем" Максим Кадаков.

КАДАКОВ: Те компании, которые работают в некоем "пограничном" режиме, допускают вольности. Конечно, их это приструнит, тем более когда речь идёт об уголовной ответственности. Автомобилистов это реально одёрнет только в том случае, если будет объявлена, условно говоря, облава на водителей с "левыми" техосмотрами.

Водителей без государственного ТО планируют штрафовать с помощью дорожных камер. Система слежения по номерам машины сверит данные о прохождении техосмотра с базой, и автовладельцу автоматически выпишут штраф, но не больше одного за сутки.

Ещё одно нововведение в техосмотр предполагает фото- и видеофиксацию диагностики машины на стенде. По мнению разработчиков поправок, это станет гарантией того, что техосмотр пройдет честно.