тема: ОСАГО
18:26, 07 октября 2019

Тише едешь – меньше платишь: суть «страховой телематики»

Страховщики попросят водителей ставить в машины телематические датчики. Они следят за скоростью и манерой вождения автомобилиста. Данные будут учитываться при расчёте страховки. Для машин без телематики ОСАГО может серьёзно подорожать. Сколько стоит такой «жучок» и что он даёт автомобилисту, расскажет экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов.

Суть «страховой телематики» – в небольшой коробочке-передатчике с микросхемой и SIM-картой. Прибор подключают к машине через штатный диагностический разъём. Встроенный акселерометр «мониторит» маршрут, все ускорения, торможения и удары по машине. Страховая компания оценит дорогу, скорость, даже время суток и определит "скоринговый" балл – своего рода рейтинг водителя. В теории – чем меньше опасных разгонов и перестроений, тем выше балл и дешевле страховка. Клиенты, которые часто попадают в неприятности, получат повышенный тариф. Комментирует автоэксперт Пётр Шкуматов.

ШКУМАТОВ: Появляется возможность с помощью ГЛОНАСС-GPS использовать эти датчики, чтобы определять, насколько часто водитель нарушает скоростной режим в течение дня. Все эти данные в совокупности дают некую оценку качества водителя, то есть насколько он аккуратен на дорогах, и позволяют рассчитать персональный риск.

Обмануть систему, переставив датчик в другую машину, не выйдет. Страховщик сразу обнаружит отключение, а через диагностический разъём «виден» VIN-номер машины.

Телематика популярна в добровольном страховании (каско). Страховая компания ставит прибор за свой счёт. Устройство дорогое – около 10 000 рублей, так что обычно его монтируют на несколько месяцев. В это время водитель старается не нарушать и получает персональную скидку на полис, так как страховщик не включает в тариф лишние риски.

Пользователи «умной телематики» жалуются на недоработки программы. Она неточно определяет местоположение машины. Водитель выезжает из населённого пункта и начинает разгоняться, но система его штрафует, так как считает, что он превысил разрешённые 60 километров в час. В некоторых случаях страховщик допускает лишь одно резкое ускорение и два резких торможения на 200 километров. Из-за этого теряют скидку аккуратные водители, которых подрезали.

Кроме того, прибор не видит разницы в разгоне спортивного седана и семейного минивэна со слабым двигателем. Программа считает любое резкое ускорение опасным и снижает рейтинг. При этом не учитываются другие рискованные манёвры, отмечает главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

КАДАКОВ: Система не в состоянии отследить, например, боковой интервал – безопасный он или нет. Человек может двигаться плавно, но при этом ехать со слишком короткой дистанцией до впереди идущего автомобиля, что тоже опасно. То есть телеметрия отслеживает только часть возможных параметров: скорость, ускорение, торможение, не давая полной картины.

По мнению экспертов, в ближайшее время "тотальная телеметрия" водителям не грозит – сколько датчиков на все машины, которые обязаны ездить с полисом ОСАГО, не найти. Кроме того, прибор нельзя поставить на старые машины – там нет диагностического разъёма. То есть владельцы вазовских «шестёрок» ли подержанных «уазиков» автоматически получат повышенный тариф, хотя они выезжают из гаража раз в год.

Скорее всего, установка будет добровольной, но с оговоркой: в первую очередь ОСАГО с телематикой предложат водителям из группы риска – начинающим автомобилистам и тем, кто часто попадает в аварии. Если они откажутся ставить датчик, им могут насчитать максимальный тариф – в 2 раза выше базового. Самый дорогой полис будет стоить 16 000 рублей.