тема: ОСАГО
20:26, 29 октября 2019

ОСАГО по-новому: как меняется «автогражданка»

Справку для страховой компании могут выдавать спасатели и медики. Сегодня вступают в силу поправки в закон об «автогражданке», которые меняют порядок оформления серьёзных ДТП. Кроме того, теперь страховка не действует для пьяных водителей. А машины с иностранными номерами не пустят в Россию без полиса. Это гарантирует российским автовладельцам компенсацию в случае аварии с приезжими. Как работает новая схема – расскажет обозреватель “Вестей FM” Павел Анисимов.

Машины с киргизскими, армянскими и другими иностранными номерами пустят в страну только с действующим полисом ОСАГО. Раньше иностранцы могли год кататься с международной страховки «Зелёная карта», а то и без неё. При аварии получить выплату с такого водителя очень сложно – как правило, он уезжает к себе на родину, и ремонт машины приходиться делать за свой счёт. Теперь ни одна иномарка не сможет проехать границу без страховки. Это касается и россиян, которые купили машину за границей и планируют кататься на чужом учёте. Их не ловят дорожные камеры, и штрафы на них не приходят, поскольку нет общей базы.

Теперь всем придётся получать полис по тем же правилам, что и в России – с диагностической картой и аптечкой. Не факт, что старенькие иномарки пройдут процедуру, полагает автоюрист Сергей Радько, и вместо настоящего полиса владельцы покажут страховку, которая оформлена на другую машину или вообще аннулирована.

РАДЬКО: Если есть рынок «левых» и прочих сомнительных полисов для всех граждан, наверное, такой же рынок будет и для въезжающих иностранцев. Хотя это посложнее, потому что им придётся покупать их прямо на границе. А прямо на границе организовать такой бизнес несколько сложнее, чем продавать это уже в России.

Другое важное изменение касается оформления ДТП. Теперь страховая компания может запросить не только полицейский протокол, но и документы от медиков и спасателей. Пока непонятно, для чего это нужно страховщикам. Вероятно, они по-другому рассчитают выплаты, если повреждения получены не от удара, а во время спасательных работ – например, пришлось срезать крышу машины, чтобы достать пострадавших. Не исключено, что справки от медиков понадобятся для оценки травм, полагает Сергей Радько.

РАДЬКО: Скорее всего, это сделано на будущее. Наверное, будет облегчен порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью. А в этом случае это может подтверждаться именно справками от медиков и спасателей, а не от ГИБДД.

Кроме того, страховщики могут требовать выплаты с виновника ДТП, который отказался от медицинского освидетельствования. Раньше это было проблемой: не все суды принимали регрессный иск, если водителя документально не признали пьяным по показаниям алкотестера или анализа крови. То есть теоретически те, кто находился за рулём в пьяном виде, рисковали меньше, поскольку ущерб другим машина покрывала «автогражданка». Недавно КоАП уравнял нетрезвых автомобилистов и “отказников”. Теперь пьяный виновник, кроме штрафа и лишения прав, гарантированно оплатит ремонт чужой машины, говорит автоюрист Сергей Радько, так как в этом случае для него ОСАГО не действует.

РАДЬКО: Законом об ОСАГО было предусмотрено право страховой компании предъявить регресс к тому, кто был в состоянии опьянения. А вот к том, кто отказался от освидетельствования, такого права формально не было. Здесь просто устранили ту недоработку, которая была в законе. Теперь тот, кто отказался от освидетельствования, также получает регресс, как если бы он был реально пьян.

С 29 октября изменились требования к самим полисам, точнее, их электронным копиям. Прежде закон допускал ситуацию, когда водитель вбивал в базу меньшую мощность двигателя или прибавлял себе стаж. В этом случае полис стоил дешевле, но при аварии страховая компания могла взыскать ущерб со страхователя. Теперь невозможно купить е-ОСАГО по недостоверным данным. Проверка электронной анкеты выявит несоответствие, и страховщик попросит водителя исправить ошибки и заново оформить полис.