14:18, 18 июня 2020

Бензин бьёт рекорды: о причинах подорожания топлива

Цена бензина А-95 на торгах биржи в Санкт-Петербурге достигла максимальной отметки в 56 700 рублей за тонну. Причин тому – несколько. Потребление топлива после снятия эпидемических ограничений в крупных городах страны резко выросло. И произошло это как раз в период, когда на многих нефтеперерабатывающих заводах только закончились плановые ремонты. Бензина стало меньше, как результат – биржевая цена на него выросла. Отразится ли она на ценниках АЗС? Выяснял корреспондент “Вестей FM” Сергей Артемов.

Около 2 месяцев во многих крупных городах России действовали ограничительные меры на движение транспорта. Сейчас они почти везде отменены. Более того, практически все граждане, имеющие личные автомобили, предпочитают теперь передвигаться на них, не очень доверяя возможному соседству в автобусах, трамваях и метро. Накопилось неисполненных обязательств и у производителей и продавцов. Грузоперевозки с начала июня резко прибавили в объемах. Машины нужны всем, а машинам – нужно топливо. С последним – сложнее. Оно есть, но на дальних рубежах ценообразования в последние недели стал ощущаться гул роста. И весьма приличного. Международная товарно-сырьевая биржа в Санкт-Петербурге зафиксировала вчера отметку в 56 750 рублей за тонну самой популярной марки А-95. А еще 1 мая тот же лот стоил 49 000 рублей.

Удорожание топлива на бирже связано с его физическим дефицитом. Владельцы нефтеперерабатывающих заводов откровенно удачно передвинули в этом сезоне сроки необходимых текущих ремонтов своих производственных линий на период, когда из-за эпидемических ограничений значительная доля машин стояла “на приколе”, говорит аналитик консалтинговой компании «Верген Ойл Групп» Андрей Гордеев. И если бы эти меры продлились еще 2 – 3 недели, то нехватки бензина не случилось бы.

ГОРДЕЕВ: Ремонты проводились в мае-июне, сейчас они практически завершились, только на ряде НПЗ продолжаются. В принципе заводы выходят на уровни производства прошлого года, просто нужно какое-то время, чтобы этот продукт дошел до потребителя. Пока недостаток предложения оценивается в 5 – 10%.

Но и это не общая для рынка цифра дефицита, а характерная исключительно для тех игроков, которые вынуждены приобретать бензин на бирже, замечает Андрей Гордеев.

ГОРДЕЕВ: На бирже в основном покупают трейдеры, которые, в свою очередь, перепродают независимым сетям. Либо сети сами покупают на бирже. Крупные нефтяные компании отгружают напрямую, и они дольше могут сдерживать свои цены. В данном случае, конечно, независимая розница, как и на протяжении последних лет, в таких условиях остается уязвимой.

АЗС под брендами нефтедобывающих компаний полностью обеспечены поставками с “материнских” заводов. А поскольку этих поставок хватает пока что называется “только для своих”, то на биржу отпускается действительно немного топлива. Так, те же вчерашние котировки отмечены на продаже 7700 тонн – столько примерно продается за сутки на 350 заправках. В масштабах страны, конечно, цифра незаметная, но именно на нее будут делать прикидки, например, на АЗС Забайкалья и Дальнего Востока, где исторически частным заправочным компаниям принадлежит немалая доля рынка. И для них биржа – подчас единственный вариант приобрести бензин. А чтобы удержаться в конкурентных рамках – не дороже 50 рублей за литр 95-го, у частников останутся “традиционные” способы: уход от налогов, недолив топлива и его разбавление. Хорошим для общества и водителей ни один из них назвать нельзя.

Андрей Гордеев, оценивая ситуацию на рынке, склоняется к тому, что бензин подорожает не только на частных АЗС, но и в целом по России.

ГОРДЕЕВ: Скорее всего, каждую неделю мы будем фиксировать плавное увеличение розничных цен. Тем не менее, по итогам года, скорее всего, рост розничных цен на бензин и дизель останется в рамках инфляции, которая, возможно, составит около 4%.

К слову, предыдущий резкий скачок котировок бензина на питерской бирже произошёл 2 года назад – до 56 100 рублей за тонну. Потом планка торгов снижалась периодически, вплоть до 45 000. Теперь опять стремительный подъем. За те же 2 года на большинстве заправок цены выросли едва ли на 50 копеек за литр.