15:39, 25 мая 2011

"Яндекс" нашёл себя на бирже

поделиться:

"Яндекс" подорожал на несколько миллиардов долларов за один день. Компания разместила свои акции на бирже NASDAQ и сразу же показала рекордные результаты. Стоимость ценных бумаг на торгах подскочила с 25 до почти 39 долларов за штуку. Эксперты не исключают, что в дальнейшем может последовать небольшое снижение, и объясняют скачок первичным ажиотажем. Однако интерес к российскому поисковику, по мнению аналитиков, все равно сохранится. Рекорды рынка изучал корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипова.

Чуть более 8 миллиардов долларов - столько стоил "Яндекс" с учетом стартовых цен. Еще до размещения акций на бирже эксперты предполагали, что разумным будет выставить ценные бумаги по курсу от 20 до 22 долларов за штуку. Но заявок было так много, что и котировки сделали выше - до 25 долларов. И это ничуть не смутило игроков. На торгах стоимость одной акции доходила до 60 долларов, а к закрытию составила 38 долларов 84 цента - рекордный заработок. "Яндекс" вышел на второе место по объему привлеченных средств, получив около 1,3 миллиарда долларов, это если рассчитывать первичную стоимость ценных бумаг. А если учесть деньги, которые были вложены на торгах, то теперь стоимость компании оценивается примерно в 12,5 миллиарда. Деньги, как ожидается, пойдут на дальнейшее развитие, вложения в новые технологии и расширение. Но что будет дальше с котировками? Об этом сейчас гадают аналитики. Слишком уж быстрым был скачок вверх. Очень похоже на спекуляции и даже раздувание "биржевого пузыря", но в плохое верить не хочется. И не нужно, уверен трейдер-аналитик инвестиционной группы Pharos Financial Group Михаил Алефиренко.

"Это не стартап и не какая-то эфемерная идея, в которую вкладываются инвесторы, которая потом исчезнет. Это реальная компания с реальной выручкой. Реальный бизнес - выручка почти 500 миллионов долларов. Выручка растет около 40% - год от года. И выручка почти не "просела" в кризис. Поэтому здесь я не вижу никакого "пузыря", может, слегка инвесторы погорячились, что так серьезно оценивают компанию, но не думаю, что будет какое-то серьезное падение", - рассуждает Алефиренко.
Известно, что среди покупателей - много американских инвесторов, есть крупные пенсионные фонды. Причем весьма авторитетные, то есть скупка явно не была спонтанной. Это запланированные инвестиции, что придает еще больше веса подорожанию акций, комментирует другой эксперт, "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский.

"Интересно то, что это были как раз не только российские инвесторы. Это были абсолютно диверсифицированные люди. Это были и фонды, и банки, и частные инвесторы, закупающие через своих брокеров крупные пакеты акций, это были и российские олигархи", - рассказывает Андриевский.

"Яндекс" - не первая российская интернет-компания, которая решила выйти на большой рынок. До нее это с успехом делали другие: РБК, Rambler, Mail.ru Group. Последняя на страте получила дополнительно около миллиарда долларов, правда, потом произошло снижение котировок. Не исключено, что похожее произойдет и с "Яндексом", хотя его чаще сравнивают с американским Google, чем с другими российскими проектами. Вопрос в том, какой будет стабилизация курса, в какую сторону, учитывая стремительный нынешний взлет. Свою оценку дает резидент, председатель правления инвестиционного холдинга "Финам" Владислав Кочетков.

"Скорее всего, акции "Яндекса" продолжат расти, понятно, что мы увидим динамику компании несколько ниже, чем текущие 50%, вчерашний скачок - это фактор ажиотажного спроса, который постепенно будет снижаться. Но, тем не менее, "Яндекс" - это очень перспективный актив, который может обеспечить доходность заметно выше среднерыночной", - комментирует Кочетков.

Акции интернет-компаний все чаще привлекают инвесторов, хотя и являются, на первый взгляд, каким-то виртуальным вложением. Это не нефть и не золото, которые диктуют общую обстановку на рынке. И вопреки мнению некоторых аналитиков, именно эти компании в периоды спадов считаются наиболее уязвимыми, поскольку у них не так уж много стабильных активов, таких как земля и сырье, поэтому, к примеру, в кризис крупные интернет-компании значительно "проседали". Но эксперты все же склонны считать область Интернета достаточно самостоятельной, ведь доходы интернет-компаний - это главным образом реклама и платежи, причем клиентами являются вовсе не те, кто относится к промышленным и сырьевым гигантам, а значит, источники дохода не зависят от традиционных ценностей рынка, продолжает трейдер-аналитик инвестиционной группы Pharos Financial Group Михаил Алефиренко.

"Те люди, от которых "Яндекс" и Google генерируют выручку, - это представители малого и среднего бизнеса, которые мало зависят от таких факторов, как цены на металл, нефть или стоимость денег. Это предприятия, у которых малая выручка, они обеспечивают сами себя и готовы тратить несколько сотен долларов на рекламу в месяц. И все. И здесь нет какой-то прямой зависимости от нефти. Отчетность "Яндекса" это доказала, несмотря на то, что в 2008-2009 годах цена на нефть и экономика падали, по выручке по прибыли они практически не просели.

После такого успеха "Яндексу" прочат новые рекорды. Того гляди и Google удастся догнать и перегнать. И все же максимум, что пока пророчат российскому поисковику, это еще полгода умеренного роста или стабильности после такого скачка, но чем большим будет дальнейшее повышение, тем выше риск обратного движения и спада в будущем. Тем более что без спекулятивных реакций при таких стремительных взлетах все равно почти никогда не обходятся.