13:44, 21 июня 2011

Более пяти раз Ту-134 падали как в Карелии

Сорок четыре человека погибли в авиакатастрофе в Карелии. Пассажирский самолет Ту-134 в условиях плохой видимости не смог зайти на посадку и упал на автотрассу. Статистику происшествий с Ту-134 изучил корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: К сегодняшнему дню потеряно 70 самолетов типа Ту-134, из них 9 в результате боевых действий в разные годы в Абхазии и Чечне, 1 в 2004-м из-за теракта. В катастрофах погибли приблизительно полторы тысячи человек.

Первая трагедия произошла в испытательном полете в 66-м году с прототипом Ту-134. Самолет потерял высоту и упал тоже из-за ошибки в пилотировании. Эти ошибки, если изучать статистику, и в целом человеческий фактор остаются основной причиной аварий лайнеров этого типа.

Были выкаты с ВПП при посадке, падения из-за перегрузов, столкновения с другими самолетами, забывали отключить автопилот, отчего самолет перестал подчиняться командам экипажа, борт не мог взлетать из-за некачественного ремонта, разбивались из-за ошибок диспетчеров и так далее.

В октябре 86-го в аэропорту Курумоч тогда еще Куйбышева Ту-134 разбился из-за того, что командир экипажа просто поспорил со своими коллегами. Он решил им доказать, что произведет посадку вслепую по одним только показаниям приборов. Закрыл обзорные окна кабины металлическими шторками и повёл самолёт на снижение. Неудачно, итог - 69 погибших. Сам командир экипажа, кстати, выжил и получил 15 лет тюрьмы, позже сниженные до шести лет.

Более пяти катастроф с Ту-134 весьма похожи на нынешнюю. Например, 30 августа 83-го в Алма-Ате экипаж Ту-134 получил указание от диспетчера освободить зону для посадки другого самолета. Отвернув, самолет вошел в горную местность. После срабатывания системы предупреждения опасного сближения с землей экипаж лишь через 23 сек, т.е. непозволительно поздно, начал набор высоты. Ту-134 врезался в гору.

27 августа 92-го, в аэропорту Иваново экипаж допустил отклонение от расчетного курса, но на второй заход командир экипажа заходить отказался и упорно снижался. На скорости 370 километров в час лайнер врезался в землю. 17 марта 2007-го опять же в аэропорту Курумоч уже Самары Ту-134 компании "Ютейр" при плохой видимости неудачно зашел на посадку. Значительно отклонился от курса и глиссады, экипаж землю не видел, скорость не сбросил, как результат - жесткая посадка и 9 погибших.