18:02, 15 июля 2011

За дороги платить придется пешеходам

Оплата дорог - на заправке. Концепция, предложенная экспертной группой Стратегия-2020, предполагает резкое увеличение акцизов на бензин - примерно на 7-8 рублей за литр. Эти деньги целевым образом должны пойти на строительство, ремонт и обслуживание дорог. Только таким - непопулярным в обществе методом, полагают эксперты, возможно достичь реальных результатов в развитии дорожной сети страны. О плюсах и минусах этой идеи и вероятности ее воплощения - в материале обозревателя радио "Вести ФМ" Сергея Артемова.

Артемов: Экспертная группа не принимает решений и не заставляет правительство их выполнять. Обсуждаются концепции, говорит ее участник, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. К примеру - что есть сейчас.

Блинкин: Есть сценарий - сохранить все как есть. В рамках статус-кво страна тратит 1,2% ВВП на дороги. Надо понимать, что при сохранении такого баланса затрат ничего не изменится. Рассмотрим другой сценарий - что Минфин добавит денег из бюджета - этот сценарий абсурдистский, потому что ни одно правительство не начнет резать расходы на социальную сферу и перекидывать их на дороги.

Артемов: В пику этому, для ускоренного развития дорожной инфраструктуры эксперты предложили следующее.

Блинкин: Классический подход - за дороги платят те, кто ими пользуется. Самая распространенная форма - налоги, заложенные в цену бензина. Он имеет массу преимуществ, массу негативов - прежде всего, социального характера.

Артемов: Повысить акциз из расчета на литр топлива на 7-8 рублей - идея не новая, говорит ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

Баранов: Это уже предлагалось раньше. Европейский, западный, американский способ - когда отменяется транспортный налог, а берется акциз за бензин. Я лично вижу опасность в том, что может расцвести нелегальная торговля бензином, как в советское время - когда люди по утрам сливали бензин с грузовиков. Или может вообще сократиться число желающих ездить на машинах.

Артемов: Повышение цены бензина почти на треть, по мнению директора Института социальной политики ВШЭ Сергея Смирнова, в современных условиях дорожной отрасли лишь увеличит черную дыру в ней.

Смирнов: Когда мы реально получим экономические показатели отрасли? Сейчас они у нас настолько сбиты, неинформативны... Это чисто бухгалтерский подход - говорить, что не хватает денег и давайте теперь увеличим акциз.

Артемов: С этим согласны и разработчики идеи - эксперты-стратеги понимают, что без кардинальной смены условий и принципов дорожного строительства любые разговоры о новых вливаниях  не имеют смысла, причем, отмечает Михаил Блинкин, начинать надо с понимания между теми, кто дороги строит, и теми, кто ездит по ним.

Блинкин: Вот дорога стоит миллиард - все говорят: половину денег украли. Бывает наоборот: она стоит миллиард, а все говорят - половину украли. Но она на самом деле - сложная, и потому стоит столько. Пока не будет прозрачности и полной ясности между теми, кто строит, и теми, кто ездит - вообще увеличивать ассигнования - тем более за счет такого острого источника - я бы не стал.

Артемов: Акциз уплачивается производителем с выпущенного топлива. В прошлом году, по данным ИЦ "Кортес", Россия произвела 41 миллиард литров бензина и 83 миллиарда литров солярки. Если эти числа умножить даже на 7 рублей, то дополнительно можно собрать почти 870 миллиардов рублей. Впрочем, по данным аналитиков, если совсем вычленить коррупцию и нецелевые расходы, то даже при нынешнем уровне финансирования в год можно сдавать на 40% больше дорог. Вариант прибавки акцизов неприемлем еще по одной причине, добавляет вице-президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша.

Аркуша: Уже сейчас запланировано повышение акцизов - и через год будет та же картина, что и в этом году. Речи премьера, борьба с кризисом - это что - должно каждый год повторяться? Я не думаю, что это будет принято.

Артемов: Рыночный принцип - платит за дороги тот, кто по ним ездит - прост и понятен. Вот только в условиях российского ценообразования - сразу подорожают товары и услуги. В конечном счете, платить будут и те, кто даже не мечтает купить себе автомобиль.