18:15, 11 августа 2011

Некачественный бензин "убьет" конкуренцию

Сразу двести автомобилей стали жертвами некачественного топлива. Это произошло в республике Марий Эл. Автовладельцы, которые заправлялись на АЗС компании "Роснефтепродукт" вскоре выяснили, что не могут завести свои двигатели. В моторах они обнаружили вещество, похожее на смолу или олифу. В данный момент идет проверка автозаправочных станций. Эксперты тем временем заявляют, что на АЗС малых компаний зачастую просто вынуждены закупать некачественное топливо. Почему некачественный бензин попадает в баки автомобилей и можно ли от этого застраховаться, выяснил корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Диков.

Неисправность двигателя. Такую поломку разом обнаружили двести автовладельцев в республике Марий Эл. Внутри моторов появился налет, избавиться от которого практически невозможно. Почти все они заправлялись на АЗС компании "Роснефтепродукт". Пострадавшим нужно сделать официальную экспертизу, советует руководитель управления Роспотребнадзора по республике Светлана Булатова. А после требовать компенсации ущерба:

Если требование не выполнено в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд с иском к продавцу. При этом он освобождается от уплаты государственной пошлины. Потребитель вправе потребовать и компенсацию морального вреда. По ходатайству потребителя управление Роспотребнадзора может дать заключение по делу, а также выступить истцом в защиту конкретного потребителя.

Ситуация не нова, рассуждает заместитель главного редактора журнала "За рулем" Вячеслав Субботин. Он не сомневается, что причиной поломки стало некачественное топливо. От него не защищен никакой двигатель, ни отечественный, ни иностранный. Все дело в техническом регламенте, в соответствии с которым производят бензин в России. Он не регулирует количество смолистых отложений в топливе, говорит Субботин:

Смолистые отложения есть в любом топливе. То есть, в бензине, солярке. Но их концентрация в советское время была ограничена. Там всего лишь несколько процентов. А сейчас такого ограничения нет. Поэтому - ну да, производителям выгодно такое топливо продавать, поскольку оно стоит гораздо дешевле.

Частные владельцы АЗС сегодня вынуждены искать бензин подешевле. Так считает исполнительный директор Российской топливной ассоциации Григорий Сергиенко. Поэтому и покупают его у небольших нефтеперерабатывающих заводов. Таких в стране около трехсот. Оптовый рынок, по словам главы Российской топливной ассоциации, почти полностью под контролем у монополистов. Они продают топливо частникам дороже, чем сбывают через собственные бензоколонки. Поэтому небольшие предприниматели вынуждены искать обходные пути, объясняет Сергиенко:

Пытаются выживать в этих условиях. Поэтому действительно - кто-то что-то предложил, какую-то бурду. Не остановишь же работу, потому что есть люди, которым нужно платить зарплату, есть налоговая система, которая не поверит, что у тебя не было прибыли. Это просто люди попадают в капкан своеобразный.

Бензина на рынке не хватает и спрос превышает предложение. Поэтому для начала нужно насытить рынок, уверен президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. Первым таким шагом как раз и может стать решение о возврате в Россию бензина марки "евро-2". Проект соответствующего постановления уже подготовлен. Кроме того, нужно поставить всех продавцов в равные условия, говорит Евгений Аркуша. Сейчас независимым операторам приходится покупать топливо по цене на 5-6 тысяч рублей больше за тонну, чем крупным сетям:

Для того, чтобы обеспечить одинаковые конкурентные условия работы на монополизированном, подчеркиваю, оптовом рынке, надо сети поставить в конкурентные условия с независимыми АЗС. С моей точки зрения, это можно сделать, обязав нефтяные компании все объемы продавать через биржу. Не 15-10 процентов, как сейчас, а все объемы. И на одинаковых условиях они бы покупали, наравне с независимыми.

На АЗС компании "Роснефтепродукт" сейчас проходят внеплановые проверки. А автовладельцам эксперты дают лишь один совет - заправляться на бензоколонках крупных сетей. Правда при этом непонятно, как это совместимо с заявленной целью - возродить конкуренцию на рынке. Если водители не будут заправляться на небольших заправках, то эти заправки вскоре закроются. И тогда говорить о возрождении конкуренции будет невозможно.