21:15, 15 августа 2011

Россию ждут новые "бензиновые" сюрпризы

За первую неделю августа бензин подорожал в среднем на 40 копеек. За колебаниями на топливном рынке следит корреспондент радио "Вести ФМ" Александра Писарева.

2011 год явно запомнится автомобилистам. С января угроза "бензинового кризиса" возникала 3 раза. Прогнозы экспертов неутешительные - к зиме топливо может подорожать на 20 процентов. За первую неделю августа жертвами повышения цен стали 65 регионов России. Самые высокие цены на топливо зафиксированы в Татарстане. Литр бензина на заправках Казани подорожал почти на 4 процента. Между тем, по словам заместителя главного редактора журнала "За рулем" Вячеслава Субботина, сложившаяся ситуация была ожидаема:

Цены на бензин формируются у нас в стране прежде всего под давлением цен, которые существуют на мировом рынке. Поскольку с долларом ситуация критическая, то рынок мгновенно отреагировал топливом. Тут можно рассматривать и сезонный всплеск - грядет уборочная страда. На это время нужно очень много бензина.

Не только доллар и страда стали причиной сложившейся ситуации. Найти виновных в "бензиновом кризисе" непросто. Правительство обвиняет нефтяников в сговоре, те, в свою очередь, винят во всем замораживание цен на бензин в феврале. С конца зимы в России действует запрет на рост цен на бензин. Из-за этого значительно увеличился экспорт. Продавать бензин за рубеж оказалось выгоднее, чем внутри страны. Для внутреннего рынка крупные нефтяные компании оставили только те объемы, которые требовались их собственным сбытовым сетям. Чтобы избежать дефицита, в мае правительство повысило пошлину на экспорт. Сейчас заградительные пошлины продлены до 1 сентября. Тем не менее, нехватка топлива ощущается. Цены на оптовом рынке устанавливают крупные нефтеперерабатывающие компании. Они продают топливо небольшим компаниям дороже, чем сбывают через собственные розничные сети. Частные АЗС вынуждены приобретать бензин по сниженным ценам у мелких поставщиков. А это не всегда положительно влияет на качество бензина, говорит исполнительный директор Российской Топливной Ассоциации Григорий Сергиенко:

Пытаются выживать в этих условиях. Поэтому действительно: кто-то чего-то предложил, какую-то бурду. Не остановишь же работу, потому что есть люди, которым нужно платить зарплату и так далее. Есть налоговая, которая не поверит, что у тебя не было прибыли. Люди попадают в капкан своеобразный.

Кризис также спровоцировало введение нового стандарта топлива - "Евро-3" и запрет реализации бензина более низкого качества "Евро-2". Российские компании оказались не в состоянии обеспечить рынок товаром соответствующего качества. В июне запрет на продажу бензина "Евро-2" был снят, а переход на топливо "Евро-3" отложен до середины 2012 года. Это помогло преодолеть сложившийся дефицит. Сейчас ситуация на рынке не критична, утверждает президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша:

Есть две цены: оптовая и розничная. Оптовые цены выросли в последнее время намного сильнее, намного выше, чем розничные. Это связано в том числе и с попыткой административного сдерживания цен. Сейчас в связи с возвращением топлива второго класса на рынок следует ожидать снижения оптовых цен.

Таким образом, по словам Евгения Аркуши к осени возможно снижения цен на топливо. Возможно, столь неоднозначные прогнозы экспертов заставят автолюбителей задуматься о смене средства передвижения. На некоторых форумах возобновились активные обсуждения электромобилей.