15:42, 07 сентября 2011

Чиновники выпускают директивы для прикрытия собственных кресел

История с нехваткой авиакеросина для российских самолетов и не думает заканчиваться. В причинах недавнего коллапса в аэропортах Москвы и Екатеринбурга разубирается Генпрокуратура. Профильные чиновники рапортуют о стабилизации ситуации, но она все равно остается крайне тревожной. Минтранс хочет заставить российские аэропорты закупать керосин на 10 дней. Нефтяники не понимают, где взять такое количество керосина, авиаменеджеры тоже недоумевают, откуда взять десятки миллионов долларов для покупки запасного топлива. С комментариями для "Вестей ФМ" - главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

"Вести ФМ": С чем, по-вашему, связано распоряжение Минтранса делать запасы?

Гусаров: Мне кажется, что сейчас чиновники выпускают какие-то директивы не для их исполнения, а для прикрытия собственных кресел, собственной нерадивости, понимая, что и выполнить это распоряжение не получится, но зато в правительство уйдет информация, что Минтранс предприняло необходимые меры, и все будет замечательно. На деле же только с улыбкой можно отнестись к подобным решениям. Как можно обязать, допустим, аэропорт Шереметьево закупать авиакеросин впрок, когда у аэропорта Шереметьево сейчас нет ни одного собственного хранилища? Все передано в руки тех же нефтяных компаний. Кто будет закупать? А потом, купить-то хорошо, замечательно, можно сделать запасы, но если труба "сухая", если нефтяники не готовы в нее закачать соответствующее количество керосина? Где его взять? К этому распоряжению, я думаю, можно относиться только как к отработке чиновниками своего хлеба.

"Вести ФМ": Дайте свой прогноз - как, по-вашему, дальше будет развиваться ситуация, как будут выкручиваться аэропорты?

Гусаров: Аэропорты, в общем-то, и выкручиваться никак не будут. Дело в том, что обеспечение авиакомпании топливом - это в первую очередь головная боль самих авиакомпаний, у них есть возможность приобретать керосин на бирже, заключать прямые контракты с нефтяными компаниями. Аэропорты, если начнутся останавливаться рейсы, понесут убытки, но основная проблема возникает у авиакомпаний. И те аэропорты, которые до сих пор, вопреки современным представлениям, пытаются принимать участие в нефтяном бизнесе, создавая так называемую монополию, они, конечно же, теряют очень много, потому что они зарабатывают еще и на перепродаже керосина. Но нормальные аэропорты уже давно отказались от этого нечестного бизнеса и оказывают только аэропортовые услуги. Все остальное - это проблемы авиакомпании и поставщиков авиакеросина. Но а в конечном итоге - проблемы наши с вами, проблемы пассажиров.

Полностью слушайте в аудиоверсии