21:45, 15 сентября 2011

Торговле ТО скажут "нет"

Российский союз автостраховщиков (РСА), как ответственный за всю систему Техосмотра, ищет новые способы борьбы с торговлей техталонами. Пунктам диагностического контроля придется согласовывать с РСА количество талонов, которые они смогут выдавать водителям. Станет ли меньше мошенничеств на рынке ТО, разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Схему разработал Минфин, при живом и непосредственном участии австострахового сообщества. Ее суть - число выдаваемых предприятию техконтроля талонов строго зависит от числа диагностических линий и их пропускной способности, сообщила вице-президент РСА Светлана Никитина:

Время прохождения одного ТО известно, умножаем на всю смену и на число линий. Получаем кол-во талонов в день или календарный период.

Слегка непонятно. Если бы все приехавшие на ТО машины его прошли, тогда все нормально. Но много автомобилей ведь с первого раза диагностику не проходят, а талон на этот промежуток времени как бы уже зарезервирован. И его, получается, можно попытаться пустить налево. Но сделать это, по мнению страховщиков, будет нелегко. На пути мошенников должна встать создаваемая сейчас МВД - электронная база данных с аббревиатурой АИС - ТО. Туда обязаны передавать информацию все оператора рынка Техконтроля, пояснила Светлана Никитина:

Если ТО не пройден, то это отображается в АИСТО, соответственно, если видно, что по системе пройден ТО всего у 10 машин, а бланков израсходовано 100, то возникает вопрос - Куда они делись? Определенный допуск на испорченные, утерянные бланки, естественно, идет, но это идет в рамках процентов обычного бизнес оборота.

Постановка машины на линию техконтроля должна автоматически отображаться в базе данных АИС ТО. И это одно из требований сертификации операторов рынка. То есть по идее не должно быть такого, что по каким-то машинам данные ушли в систему, а по каким-то нет. В-общем, в теории все должно быть идеально. Но на практике мошенники от техосмотра, наверняка, найдут способы обмануть электронную базу данных, а вместе с ней и всех контролеров. Тем более печальный пример уже есть. Это бланки ОСАГО. Они вроде бы тоже строгой отчетности, и ведает ими та же РСА. Однако десятки тысяч неучтенных бланков гуляют по стране, и нет никакой гарантии, что с талонами техосмотра будет не тоже самое. Автоэксперты ищут свои варианты решения проблемы. Лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков предлагает внимательнее рассмотреть опыт Пермского края:

Там молодые программисты поставили систему мониторинга над работой местной ГАИ. Мониторятся в режиме онлайн все действия сотрудников ГАИ, любые действия. Все протоколируется - любое оформление, выдача государственных регистрационных знаков и так далее. И любой вход-выход в систему фиксируется по времени, то есть происходит такой электронный аудит.

Еще несколько лет назад талон можно было купить, просто договорившись с инспектором ГАИ. Сейчас, когда в цеха диагностики поставили фотоаппараты, требуется непосредственная постановка машины на линию. Впрочем, сам техосмотр, если ты идешь по блату, будет все равно чистой формальностью. Так вот, в пермской электронной системе такие мошенничества исключены, уверен Вячеслав Лысаков:

Она не даст оформить документы и выдать талон, без того, чтобы аппаратура проверила реальное техническое состояние. То есть это некий хай тек, который исключает возможность ручного управления, в том числе и коррупцию.

Возможно, когда-нибудь страховщики заинтересуются пермским опытом, но сейчас им бы свою электронную базу данных АИС-ТО довести до ума. Что из всего этого выйдет, станет ясно совсем скоро, когда система Техосмотра перейдет в ведение РСА.