15:55, 06 октября 2011

Минэнерго забывает уроки прошлого

Рост цен на топливо в России продолжается. Как сообщил Росстат, бензин подорожал за прошедшую неделю на 0,1%. С начала года рост составляет уже почти 14%. При этом власти не сдаются в стремлении обуздать удорожание топлива. Так, недавно Министерство энергетики направило в правительство новую редакцию законопроекта "О нефти", в которой предусматривается возможность административного ограничения роста цен. С подробностями - обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов.

Правительство, уже прибегавшее к сдерживанию цен, в целом законопроект одобрило. Минэнерго предлагает искусственно ограничивать розничные цены, если в течение месяца они выросли более чем на 10%. Однако, предлагая закрепить меру законодательно, Минэнерго забывает уроки прошлого, когда сдерживание роста приводило к дефициту бензина на заправках, отмечает старший аналитик финансовой группы Zerich Виктор Марков.

"Она может привести только к росту дефицита и увеличению экспорта. Вмешиваться в этот механизм достаточно проблематично, потому что будет ещё больше проблем. Надо вообще увеличивать переработку, а если мы сейчас будем ограничивать цены на топливо, то на увеличении переработки просто можно будет поставить крест", - комментирует Марков.

Главное, что инициатива Минэнерго не устраняет первопричину роста цен и периодических кризисов на топливном рынке, а именно - нехватку перерабатывающих мощностей, говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

"Мы из той нефти, которую перерабатываем, получаем 36 миллионов тонн бензиновых фракций. Из них 20 миллионов тонн в год становятся марочным бензином. Точной цифры потребления сейчас ни у кого нет, но, судя по пиковым нагрузкам, это порядка 25 миллионов тонн в год. В такой ситуации, если внутренний рынок будет непривлекательным, нет стимула для того, чтобы завезти этот бензин, продать на внутреннем рынке. Его просто перестанут завозить. Дефицит приведёт к возникновению чёрного рынка - это мы много раз проходили", - рассуждает Танкаев.

Эксперты осуждают и желание ведомства контролировать в первую очередь розницу, тогда как оптовые цены остаются за рамками контроля. Это приведёт к ухудшению положения независимых операторов рынка. Последняя инициатива Федеральной антимонопольной службы, кстати, касается как раз упорядочения их отношений с компаниями-владельцами НПЗ. По мнению ФАС, стороны должны оформлять сделки при помощи типовых договоров, в которых будут строго прописаны права и обязанности сторон. По словам заместителя главы ведомства Анатолия Голомолзина, сейчас поставщик может отказаться от исполнения обязательств даже без объяснения причин. По мнению Рустам Танкаева из Союза нефтегазопромышленников, инициатива страдает тем же, чем и предложения Минэнерго - фундаментальные проблемы рынка в расчёт не берутся.

"Нужно было бы думать о том, как стимулировать компании полностью отказаться от налогообложения программ реконструкции. Это достаточно налогоёмкий процесс. Можно было бы какое-то налоговое стимулирование для этой программы сделать. Но я не вижу, чтобы кто-то к этому подходил серьёзно. Всегда пытаются принять какую-то простейшую программку, которая должна стать панацеей от всех бед. Так не бывает", - отмечает Танкаев.

В Российском топливном союзе инициативу ФАС одобрили, но в организации согласны - основная проблема в том, что топливо не поступает на свободный рынок по ценам заводов. Ещё одна точка соприкосновения взглядов участников рынка и антимонопольщиков заключается в том, что для сдерживания цен нужно уменьшать или по крайней мере не повышать акцизы.