16:25, 19 октября 2011

Лётчики-испытатели провели "роковой" эксперимент

Летчики-испытатели завершили серию экспериментов, чтобы выяснить причины крушения самолета Як-42 с командой "Локомотива" на борту. Пилоты провели несколько экспериментальных взлетов, пытаясь повторить действия экипажа разбившегося лайнера. После одного из экспериментов эксперты пришли к выводу, что катастрофа произошла из-за ошибочных действий пилота, который вытягивал на себя штурвал, упираясь при этом ногой в педаль тормоза. В результате самолету не хватило скорости, чтобы произвести взлет. Однако версия не является окончательной, а у экспертов остается масса сомнений по поводу достоверности этих предположений. О результатах эксперимента - материал корреспондента "Вестей ФМ" Николая Осипова.

"Лучше бы они вообще бросили штурвал на взлете", - цитируют испытателей СМИ. Летчики несколько дней экспериментировали с аналогичным лайнером, пытаясь скопировать технические условия полета и при этом не повторить катастрофу. Их задачей было узнать, что помешало экипажу Як-42 набрать скорость и не упасть сразу за полосой. Изначально была версия о каком-то сдерживающем факторе вроде ручного тормоза или неисправных закрылков, стабилизаторов, для чего и была запланирована серия испытательных полетов. Методом исключения специалисты отметали версии, поясняет президент Фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов.

"Это не простые были полеты, а, как говорится, полеты на грани фола. Гражданские пилоты такие вещи делать не могут, потому что они не обучены. Первый этап был без отрыва от земли. Лётчики-испытатели показали полную идентичность расшифровки истинного случая катастрофы. Затем они перешли ко второму этапу, когда было необходимо самолет отрывать от земли, как это было в реальном случае. И здесь получилась та картина, о которой сейчас говорят", - рассказал Смирнов.

На одном из финальных экспериментов в подмосковном Жуковском летчикам удалось с максимальной точностью воспроизвести параметры того взлета. Секрет, по последней версии, оказался в отклонении руля высоты, который изначально находился под углом в 5-6 градусов и не требовал особых усилий при управлении. Но потом, судя по данным черных ящиков, угол увеличился до 10, а затем и до 13 градусов. Причем, чтобы так вывернуть руль, необходимо значительное усилие в десятки килограммов, то есть просто сидеть и давить на штурвал пилот не мог, он должен был во что-то упираться, продолжает Олег Смирнов.

"На больших скоростях, а это были уже большие скорости, поток настолько сильный, что удержать в отклоненном положении этот руль на 13 градусах очень сложно, потому что значительный поток воздуха оказывает воздействие на руль и руки пилота. Как они сделали выводы, требовались значительные усилия - до 65 килограммов, но держать этот руль руками долго было невозможно без того, чтобы ногами крепко не упираться во что-то", - комментирует Смирнов.

Сейчас предполагается, что нога летчика уперлась в педаль тормоза, который снижал скорость. Тогда пилот пытался вытянуть штурвал еще сильнее, также сильнее надавливая на педаль. О действиях пилотов эксперты узнали благодаря динамометру, измеряющему усилия рук пилотов, который прикрепили к штурвалу самолета. Другие сценарии событий, по всей видимости, просто не подходят, если сопоставить результаты экспериментов и данные бортовых самописцев. Но выводы - шокирующие. Ведь это были опытные пилоты. С другой стороны, вероятность ошибки позволяют допустить данные о налет часов именно на таких лайнерах. Второй пилот - Игорь Жевелов - незадолго до катастрофы переучился с самолёта Як-40 на Як-42. На новой машине он успел провести в воздухе не более 400 часов. У командира Андрея Соломенцева налет на этом самолете составлял около 1400 часов, тогда как норма - 8-10 тысяч. И все равно не все эксперты готовы поверить в то, что экипаж мог допустить такую роковую ошибку. Вопросы остаются, считает Олег Смирнов.

"Вот непонятно, потому что все педали обычно одинаковы на всех самолётов: упираешься обычно в "ребро" педалей пятками или носками, а ноги надо ног поднять и переставить на тормозные управляющие элементы. Непонятно, почему ноги попали на ту площадь, которая является тормозными элементами", - рассуждает Смирнов.

Критических взглядов относительно таких предположений придерживаются и другие специалисты. Вице-президент некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" Рафаил Аптуков считает это преждевременной утечкой информации, возможно, это одна из рабочих версий, но достаточно спорная.

"Сделали тестовый полет, стандартный взлет. Теперь есть расшифровки стандартного взлета при такой-то погоде, такой-то загрузке, скорости и так далее и есть расшифровка черных ящиков, параметрические записи. И их сравнивают. Похоже, что эти рассуждения каким-то образом куда-то попали. Сейчас я позвоню и скажу, что у них опять утечка информации", - говорит Аптуков.

Итоги эксперимента пока официально не обнародованы, они должны войти в итоговый отчет комиссии по расследованию, но обнародованные фрагменты этих выводов подводят к тому, что причиной крушения все-таки стали не технические проблемы, а человеческий фактор. Впрочем, выводы испытателей должен еще подтвердить анализ тормозной системы самолета. Только когда сопоставят результаты всех экспериментов с оборудованием, данными черных ящиков и параметрами экспериментальных полетов, специалисты объявят окончательные итоги расследования.