17:19, 01 ноября 2011

Любая кухарка может поставлять государству

поделиться:

Правительство реформирует систему госзакупок. Пока министерства и ведомства ежегодно тратят на закупки для своих нужд около 6 триллионов рублей. Еще 7 триллионов - расходы госкомпаний и естественных монополий. По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, практика действующего закона №94 показала его несовершенство по многим аспектам. Главный из них - госзакупки так и не стали стимулом для инвестиций.  О том, как власть и бизнес обсуждали многотриллионную тему, рассказывает корреспондент "Вести ФМ" - Сергей Артёмов

Российская экономика должна изменить свою модель для продолжения роста. Развитие не только сырьевых, но и других отраслей должно идти за счет роста внутреннего спроса, говорит министр экономического развития Эльвира Набиуллина. По ее мнению, роль стимула должны играть госзакупки:

Цифры спроса госкомпаний,  по оценке 6 трлн рублей, но спрос компаний с государственным участием, естественных монополий - еще выше-  7 трлн. И вместе это - 13 трлн рублей. Ресурс спроса, который должен подтолкнуть экономику к диверсификации.

Проблемы действующего закона ФЗ-94 в трех пунктах обозначает президент организации "Деловая Россия" Александр Галушка:

Первое: он исходит из того, что любая кухарка может поставлять государству. Главный критерий - цена, форма проведения - электронный аукцион. И самая главная, интегральная проблема - из поставок вытеснены добросовестные поставщики.

Требование минимальной цены, считает глава концерна "Росатом" Сергей Кириенко, порой доводит ситуацию до абсурда:

У нас есть проблемы, когда из-за насоса, который стоил 100 тысяч долларов, мы провели блестящий конкурс и в итоге купили за 50 тысяч долларов. После этого нам сорвали его поставку на  АЭС в Китае на 3 месяца, стоимость простоя - миллион в день. Когда смотришь на экономию в 50 тысяч долларов и 90 миллионов потерь от простоя, много чего думаешь про 94ФЗ.

Из действующего 94-го закона практически выпадают закупки госкомпаний, естественных монополий и сферы ЖКХ. Непрозрачность вызывает рост тарифов - переплачивают и граждане, и бизнес. Поэтому правительство заменит действующий закон сразу двумя - о Федеральной контрактной системе и законом №223, говорит министр экономического развития Эльвира Набиуллина:

ФКС будет регулировать весь цикл закупочных отношений, от прогнозирования, планирования потребностей - до оценки результатов. 223-й, по сути, вводит информационные стандарты для закупок.

Сейчас бизнесу предложено обсудить проекты законов, до их рассмотрения Правительством и Думой. Отклики уже есть. Так, разработчики закона намерены ввести единый федеральный запретительный реестр недобросовестных поставщиков. Директор сетевой торговой площадки "Фабрикант.ру" Сергей Габестро находит это излишним:

Понятная вещь - есть недобросовестный. Но он такой по отношению к "Росатому", а к РЖД он вполне добросовестный поставщик. Пусть сами компании ведут свои перечни. Но императивно применять, что он теперь не имеет права поставки ни в одну госкомпанию - я бы не стал.  

Наряду с ценой, проект предусматривает введение критериев безопасности поставок и обязательных сроков их выполнения. Весьма вероятно, конкурсы по закупкам будет отслеживать и антимонопольная служба. Новая система госзакупок заработает с 1-го июля будущего года и, по задумке Правительства, больше не будет синоним слов "коррупция" и "неэффективность".