Авиакеросин в России дорожает, несмотря на снижение мировых цен на нефть. Так, в аэропортах Шереметьево и Домодедово топливо прибавит около 20 процентов - до 40 тысяч 500 рублей. Во Внукове наценка меньше - тонна керосина с заправкой "в крыло" стоит 35, 5 тысяч. Нефтяники объясняют этот факт тем, что дефицит топлива в столичном авиаузле достигает 10%, а потребление его растет. Эксперты не могут дать однозначных оценок происходящему и прогнозируют рост цен на авиабилеты. Подробности – у корреспондента "Вести ФМ" - Сергея Артемова.    

Цена керосина в России практически не зависит от мирового спроса на этот продукт, говорит директор по развитию информационного центра "Кортес" Павел Строков:

Керосин - то топливо, которое производится для нашего рынка в основном.  Ситуацию надо связывать с российскими факторами - то, что мы видим на мировом рынке,  никак не располагает к тому, чтобы цены увеличились.

 

К тому же, на керосине нефтяники зарабатывают исправно и очень неплохо, отмечает аналитик компании "Финам" Алексей Захаров:

Керосин действительно прибылен: на него не взимается акциз. Но  что-то странное творится в последнее время - его не хватает.

В октябре заправочные компании пугали перевозчиков в Москве еще большей нехваткой керосина - 15%. Но тогда дефицит был демпфирован сезонным снижением количества рейсов - почти на четверть. Если керосина снова нет, значит, причина в технологиях, считает директор компании "Инфо ТЭК Терминал" Рустам Танкаев:

 

В это время спрос падает, а предложение не должно вроде бы сокращаться. Могу сказать одно: нефтяники запланировали много ремонтов, но из-за кризиса, их не выполняли. А  при росте потребления возник дефицит.

Возможно, в нехватке топлива для гражданских бортов, добавляет Рустам Танкаев, есть военная составляющая:

 

Авиакеросин потребляет не только гражданская авиация - у нас активизировались полеты военной авиации. Керосин - вообще не то топливо, о котором публикуют полные сведения, потому  что это -  один из существенных оборонных продуктов.

Каждый процент роста цены топлива прямо связан с ростом цены билетов, говорит Алексей Захаровиз "Финама":

Считается, что в стоимости билетов топливо составляет около 40%. Ну и считайте: на 0.4% вырастет цена, грубо говоря.

Получается, что каждые 5% удорожания керосина делают билет дороже на 2%. А это уже может критически сказываться на показателях отрасли перевозок, считает независимый финансовый аналитик Александр Разуваев:

Рынок ожидает, что рост пассажиропотока за 8 месяцев - рост на 11%. Естественно, если не будет топлива, то будут сбои по перевозкам, но власти этого не допустят. Я не ожидаю, тем более  под выборы, серьезных сбоев по обеспечению портов топливом.

 

Керосин - один из самых простых в производстве, а значит,  дешевых видов топлива. Просто, его не хватает на всех. И простых решений этой проблемы пока не видно.