21:49, 27 января 2012

Стоимость ОСАГО определяет жадность агентов

ОСАГО приносит прибыль. Формально. Страховые компании за минувший год увеличили свои сборы почти на 15%. А вот выплаты пострадавшим приросли только на 4 процента. Для участников рынка этот уровень рентабельности считается близким к нулю. Но их главным ожиданием становится не повышение государством тарифов ОСАГО - а их либерализация, что позволит увеличить конкуренцию. Подробности - в материале корреспондента Радио "Вести ФМ" - Сергея Артемова.

Нынешний баланс размеров тарифов и выплат пострадавшим устраивает страховые компании. Но, поскольку размер последних явно не по душе автовладельцам, попавшим в ДТП, то законодатели намерены их вскоре поднять. Поэтому подорожают и полисы, говорит руководитель центра стратегических исследований компании "Росгосстрах" Алексей Зубец:

"Страховщики хотели бы повышения страховых премий в том случае, если будет увеличен размер выплат страховых компаний. Речь идет о том, чтобы повысить выплаты до 500 тысяч в случае гибели человека и существенно их повысить по факту повреждений автомобиля".

Но повышение тарифов - не самоцель для страховых компаний, полагает генеральный директор медиа-группы "Страхование сегодня" Андрей Веселков:

"Острие пожеланий страховщиков лежит не в векторе роста тарифов, но в либерализации их, если страховые компании сами смогут рассчитать тариф, за который будут страховаться автовладельцы, то последние будет даже больше защищены".

Вопрос конкуренции в ОСАГО сегодня целиком определяется комиссионными для агентов - продавцов полисов. Если посредники исчезнут, при свободном тарифообразовании, то удорожание окажется незначительным. К тому же увеличение выплат в 3 с лишним раза - до 500 тысяч  - не сделает полисы втрое дорогими, считает Алексей Зубец из компании "Росгосстрах":

"Для того, чтобы оценить тариф, надо провести актуарные расчеты, что и делает РСА вместе со страховщиками. Но прямо пропорциональной зависимости в тарифе нет".

Один из аспектов либерализации - пока только в отношении выплат - уже рассматривается в Минфине, что также скажется на тарифах, продолжает Алексей Зубец:

"Если сегодня для того, чтобы получить выплаты, надо предъявить документы о понесенных затратах, то в новом документе, который рассматривается в Минфине, выплаты происходят не по документам о расходах, а по факту нанесения ущерба. Там, естественно, получить выплаты будет гораздо проще. И спрос на выплаты будет выше,  что и требует более высоких тарифов".

Сегодня для пострадавших в авиакатастрофах предусмотрены компенсации до 2 миллионов рублей. К этому уровню они подтягиваются и на наземном транспорте. Вероятно, речь вскоре пойдет об уравнении в правах и частных водителей и пешеходов. Но тогда ОСАГО может стать золотым, а это уже вопрос - политический, добавляет Андрей Веселков из медиа-группы "Страхование сегодня":

"Сейчас на повестке дня  - сумма в 500 тысяч рублей. Думаю, что через какое-то время - через год-два  - мы получим увеличение страховых цен до 2 миллионов. Тогда мы и узнаем, сколько должно стоить ОСАГО, когда государство от регулирования тарифов устраняется".

"Изменение тарифов". Эта фраза в России почти всегда синоним их роста. Не исключение и ОСАГО. Но один факт - сегодня 15% выплат, по данным страховых компаний, получают мошенники. Весомый резерв для сдерживания тарифной гонки в будущем.