16:23, 17 мая 2012

Нефтяники предсказали новый топливный кризис

Крупнейшие нефтяные компании России предупредили правительство, что их заводы могут встать из-за трудностей с поставками сырья. Причина - запрет Ространснадзора в ёмкостях для светлых нефтепродуктов перевозить темные. Грозит ли России новый топливный кризис, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Леонид Гурьянов.

С начала года в России произошло около 10 аварий при перевозке нефтепродуктов. В целом ряде случаев причиной стало крушение цистерн, в том числе российского и украинского производства. Поставщиков обвинили в браке, производители заявили, что цистерны неправильно эксплуатировались и вагоны сходили с рельсов, в том числе из-за того, что в ёмкостях для светлых нефтепродуктов перевозили темные - они тяжелее и плотнее, а значит, дают большую нагрузку, которую и не выдерживают вагоны. Есть и версия о контрафактных деталях, которыми комплектовались вагоны. Ространснадзор в итоге всё же запретил возить тёмные нефтепродукты в цистернах для светлых. В ответ нефтяники предупредили, что если запрет не отменить, то начнутся перебои с поставками сырья на заводы. Первым испытал проблемы Хабаровский НПЗ. По данным деловых СМИ, сложности могут возникнуть также у комсомольского, ангарского, московского и башкирских заводов.

"Цистерны загружают по весу, а вовсе не по объёму. То есть? если она рассчитана на вес, который указан в паспорте, загружать больше никто не станет. Что касается позиции "Азовмаша", конечно, они отказались от претензий. Очень хорошо. Но они создали ситуацию, в которой их цистерны больше покупать никто не будет", - комментирует ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Снижение поставок нефти на заводы может отразиться на конечных потребителях топлива и снизить доходы бюджета, предупреждают представители отрасли. Впрочем, вряд ли сейчас можно говорить о масштабном топливном кризисе. Могут произойти локальные сбои, которые, если и отразятся на рынке, то незначительно, уверен Рустам Танкаев.

"На Дальнем Востоке, насколько я знаю, процесс замены цистерн уже завершился. Что касается других заводов, то они ещё не успели этого сделать. Но поскольку все прекрасно понимают, что проблема высосана из пальца, особенно спешить и создавать какие-то сложности для железных дорог здесь никто не хочет. Поэтому, собственно, и возникла просьба продлить процедуру. Всего по железной дороге перевозится около 7% нефти, добываемой в России. Из этих 7% где-то 2% перевозилось вот этими цистернами, которые предназначены для светлых нефтепродуктов. Я так понимаю, что Хабаровский НПЗ уже проблему эту решил, для ВСТО тоже проблема решена. В Башкирии, Татарстане ситуация несколько сложнее, потому что там сложная дорожная сеть, достаточно сложные графики перегона цистерн", - рассуждает Танкаев.

Нет предпосылок для топливного кризиса и по другим причинам, отмечает старший аналитик компании Zerich Capital Management Виктор Марков.

"По крайней мере 2 месяца мировые цены на нефть падают - это будет приводить к тому, что стоимость топлива будет только снижаться, потому что будут снижаться налоги на нефтяников. А так как рынок регулируется в России в ручном режиме, то сейчас топливный кризис России не грозит. И если что-то и произойдёт такое, правительство всегда сможет отрегулировать эту ситуацию", - считает Марков.

Сейчас проблемой железнодорожных поставок нефти и нефтепродуктов занимается специальная рабочая группа Минтранса. Эксперты и представители Минэнерго уверены, что если речь действительно зайдёт о масштабных сложностях в нефтепереработке, запрет Ространснадзора будет перенесён.