19:20, 31 июля 2012

Водители оплатят ремонт дорог

Пополнение дорожных фондов почти на 90 миллиардов рублей до 2015 года по планам Минфина будет обеспечено увеличением акцизов на горючее, сообщает во вторник газета "Ведомости". Главный объект повышения - наиболее экологически чистое топливо категорий Евро-4 и Евро-5. Как нововведения скажутся на автомобилистах, выяснял обозреватель радио "Вести ФМ" Сергей Артемов.

В прошлом году для акцизов на топливо была установлена убывающая шкала. Чем лучше бензин - тем меньше акциз. Минфин видит в ее устранении источник пополнения дорожных фондов. При этом интерес нефтяников к качеству бензина упадет, говорит аналитик "Номос-Банка" Денис Борисов

"Теперь получается, что если концепция будет одобрена правительством - не будет дифференциации, независимо от того, какого качества бензин выпускается на заводах".

Акциз должен быть повышен, поскольку это адресный сбор на целевые нужды, говорит руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. 

"Я в качестве руководителя экспертной группы транспортной компоненты Стратегии-2020 несу за это прямую ответственность - я это сам написал. Если объективно говорить - другого выхода нет. Перекачивать в дорожные фонды деньги от общих налогов - методически неправильно: люди, которые ездят по дорогам - должны за это платить". 

Сегодня за поездки по большинству наших федеральных трасс впору доплачивать самим водителям - считает специалист экономической экспертной группы при правительстве России Александра Суслина. Так что одним увеличением акцизов ситуацию не исправить.

"Для регионов лишние 100 миллиардов - неплохо, но это не решит всех проблем… Не сказать, что сейчас тратят мало денег на дороги. У нас низкая эффективность расходов - ни для кого ни секрет, что асфальт чаще кладут в дождь, чтобы он не очень долго продержался. Надо начинать не с повышения фискальной нагрузки, а с улучшения эффективности расходов".

Впрочем, пока размер потенциального повышения не озвучен Минфином, есть шанс, что водителям много платить не придется, полагает Денис Борисов из "Номос-Банка".

"Если повышение будет несущественным - на 500-1000 рублей за тонну, то отражения в цене бензина это не найдет. Если же акциз окажется более 1000 рублей, то участникам рынка придется закупать бензин на заводах по более высокой цене".

В целом же перед российскими водителями будет серьезно поставлен главный вопрос, говорит Михаил Блинкин из НИИ транспорта и дорожного хозяйства. 

"Цена владения автомобилем зависит от цены бензина, стоимости парковок, величины транспортного налога и прочего. Цена эта должна быть повышена. Другое дело - одним акцизом это сделать нельзя. Цену надо повышать в крупнейших городах - Москве. А через акциз - повышение всем одинаково выпадает… Цену владения автомобилем придется в 5-10 лет повышать радикально… У меня есть цифры, доложенные в Минфине - просто я не хочу быть глашатаем дурных вестей". 

Последнее мнение осведомленного в правительственных планах человека, вероятно, означает, что в борьбе с пробками и плохими дорогами выбирается самый быстрый и простой метод - тем, кто не сможет платить, придется ходить пешком.