13:29, 06 сентября 2012

Причин авиакатастрофы всегда много

В деле о катастрофе самолета Як-42 под Ярославлем с хоккейной командой "Локомотив" на борту появился обвиняемый. Следственный комитет считает, что бывший топ-менеджер компании "Як-сервис" Вадим Тимофеев незаконно допустил экипаж самолета к полету. Как сообщил официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин, именно Тимофеев отвечал за организацию летной работы и разрешил летчикам лететь, зная, что они не готовы к этому рейсу. В экипаже Як-42, по словам Маркина, даже не были правильно распределены обязанности между пилотами. Напомним, что в катастрофе под Ярославлем в сентябре прошлого года погибли 44 человека, выжил только один - бортинженер. На связи со студией "Вестей ФМ" пилот гражданской авиации Владимир Герасимов.

"Вести ФМ": Как вы восприняли эти новости о том, что обвиняется один из менеджеров авиакомпании, он не выполнил свои инструкции по допуску пилотов?

Герасимов: Для меня это не новость. Дело в том, что комиссия справедливо отметила отсутствие в авиакомпании какой-либо организации летной работы, куда входит отбор, подготовка, переподготовка, тренировка, контроль и поддержание летной годности членов экипажей. И которая - организация летной работы - по праву считается фундаментом обеспечения безопасности полетов. Поэтому, если нет этой организации летной работы, то случайные ошибки и нарушения членов экипажей приобретают характер закономерности.

Но дело не только в этом, ведь наука утверждает, что причина авиационных происшествий не бывает одна-единственная, их, как правило, несколько, и по каждой из них необходимы мероприятия. Однако зачарованные вот этим букетом ошибок, отклонений и нарушений экипажа расследователи не смогли или не захотели увидеть за этими деревьями сам лес, то есть истинную причину данной трагедии. А она буквально кричит нам из черного ящика, если, конечно, смотреть на его показания вооруженным, то есть квалифицированным взглядом. Ведь посудите сами, комиссия справедливо заметила, что сразу после отрыва у самолета возник и начал развиваться неуправляемый левый крен при полностью отклоненных вправо элеронах, то есть факт неуправляемости самолета в поперечном канале зафиксирован, но оценка ему не дана. И, наверное, это неправильно.

"Вести ФМ": А что означает крен вправо?

Герасимов: На автомобиле вы едете, руль вправо вывернули, а автомобиль уходит влево.

"Вести ФМ": Понятно, либо автомобиль неисправен, либо с водителем что-то не так. А в воздухе?

Герасимов: Да нет, ну как, водитель все правильно делает, он вправо поворачивает, ему надо вправо, а машина едет влево. Это не что иное, как неуправляемость. Так вот, эта неуправляемость на самолете зафиксирована, но оценка ей не дана. А ведь причиной катастрофы являются не ошибки и нарушения экипажа, которые были до того, это, так сказать, букет нарушений, а причиной-то является столкновение самолета с землей левым креном. Почему он возник, этот левый крен? Почему действия экипажа не смогли ликвидировать этот левый крен?