17:04, 06 сентября 2012

Гибель хоккеистов "Локомотива": новые подробности трагедии

Следственный комитет предъявил обвинение экс-заместителю гендиректора авиакомпании "Як Сервис" Вадиму Тимофееву. Следователи считают, что именно Тимофеев виновен в гибели ярославской хоккейной команды "Локомотив" в сентябре прошлого года. В деталях расследования разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

Вадим Тимофеев в авиакомпании "Як Сервис" отвечал за организацию летной работы, тренировку пилотов, обладал правом допуска экипажей к полетам и их отстранения. При этом следствие установило, что отказа техники не было, катастрофа произошла из-за человеческого фактора. А это как раз сфера ответственности ныне обвиняемого Тимофеева, заявил официальный представитель Следственного комитете России Владимир Маркин.

"Следователи установили, что экипаж был допущен Тимофеевым незаконно, в нарушение правил безопасной эксплуатации воздушного транспорта, и на момент катастрофы не имел права выполнения самостоятельных полетов", - отметил Маркин.

Допуск командира судна был оформлен Тимофеевым на основании сфальсифицированных документов, второй пилот на тот момент не окончил переобучение на самолеты Як-42.

Второй пилот потерпевшего крушение Як-42 Игорь Жевелов находился в тот момент в процессе переучивания с Як-40 на Як-42. И вот, по мнению следствия, самым преступным нарушением было то, что переучивался он только на бумаге! Дело в том, что командир экипажа Андрей Соломенцев собирался перейти летать на самолетах Boeing и должен был быстро подготовить себе замену. И он, видимо, торопил второго пилота - давай быстрей, некогда ходить на курсы, обучишься по ходу дела, надо летать. Скоро станешь командиром корабля. А в день катастрофы доверил второму пилоту взлет.

Ну, а Вадим Тимофеев, будучи заместитель гендиректора компании, на все нарушения смотрел сквозь пальцы, исправно подписывая все нужные бумаги. И фактически совершал при этом должностное преступление, отмечает пилот гражданской авиации Владимир Герасимов.

"Отличия есть у каждого самолета, и летчик обязательно должен пройти переучивание. То есть без этого допускать к полетам нельзя. Но дело в том, что авторитет у этого второго пилота был достаточно высокий, потому что он сам, по моей информации, был летным директором этой авиакомпании. Поэтому они панибратски разрешили друг другу летать, на чем хочешь. Это возмутительно, это нельзя, это недопустимо", - отмечает Герасимов.

А дальше вот это неумение управлять новым типом самолета и привело к трагедии. Судя по данным следствия, основная причина катастрофы в том, что кто-то из пилотов, скорее всего, Игорь Жевелов, при разгоне самолета нажал на педаль тормоза. Самолет не смог разогнаться и взлететь. А нажал, потому что он, повторю, специализировался до этого полета на Як-40, и на нем эту педаль жать надо. А на Як-42 - не надо.

То есть пилот не переучился и по инерции действовал как на Як-40. Примерно так. Такой случай зафиксирован впервые в истории гражданской авиации, утверждает главный редактор сайта Avia.ru Роман Гусаров.


"Понятно, что на разных типах судов немножко разные педали, разной конструкции. И неправильное положение ног, возможно, привело к тому, что они просто даже поставив на педали свои ноги, немного притормаживали. Во всяком случае, как утверждает межгосударственный авиационный комитет", - говорит Гусаров.

В авиации есть такое понятие как точка принятия решения или точка невозврата. Видя, что самолет слишком медленно набирает скорость, командир экипажа обязан был прекратить взлет. Однако он этого не сделала, констатирует Роман Гусаров.

"Видимо, он побоялся какого-то там расследования. Ведь это прерванный полет, это инцидент, это значит расследование. А тут еще саммит. И аэродром могут закрыть. И много всяких проблем. Наверное, все это в целом и повлияло. Кстати, психологическое давление на командира здесь, к сожалению, ни СК, ни МАК не учитывает. А ведь это немаловажно", - добавляет Гусаров.

Какая уж там точка принятия решения, когда пилоты разбившегося Як-42 даже не могли правильно распределить между собой обязанности. То есть, кто на какие рычаги должен жать, и кто кому должен подчиняться. А произошло это опять же из-за слишком весомого авторитета второго пилота, полагает Владимир Герасимов.

"Существуют документы, например, инструкция по взаимодействию между членами экипажа при выполнении взлета, при заходе на посадку. И там расписаны действия каждого члена экипажа. Но дело в том, что второй пилот - бывший летный директор этой авиакомпании, то есть крупный воинский начальник. И поэтому командир не мог строго руководить его действиями. То есть здесь какое-то давление было оказано и на командира корабля", - считает Герасимов.

Ко всему прочему, в крови второго пилота были найдены следы фенобарбитала. Он принимал его из-за болезни ног. Что это за препарат, и почему его нельзя принимать перед полетом, пояснил заведующий терапевтическим отделением клинической больницы №1 Волынская Сергей Стеблецов.

"Фенобарбитал - основные препараты, относящиеся к противосудорожным средствам. Снижается у человека адаптивная реакция, скорость реагирования, плюс мышечная слабость. Мышечная слабость. Соответственно, это и мышцы глазных яблок и ног, и рук", - поясняет Стеблецов.

Все нарушения, что привели к катастрофе Як-42, случились по недосмотру бывшего заместителя гендиректора авиакомпании Вадима Тимофеева. Ибо именно в его компетенции было эти нарушения не допускать. В ближайшее время уголовное дело в отношении Тимофеева будет выделено в отдельное производство.