22:20, 13 сентября 2012

Минюст не дает госорганам перебраться в новую Москву

Минюст отказывается согласовывать подготовленный столичным правительством законопроект, упрощающий процесс выкупа земли в новой Москве, сообщила газета "Известия". В ведомстве считают, что документ требует серьезной доработки. В нынешнем виде он ущемляет права землевладельцев и допускает коррупцию. Подробности у корреспондента "Вестей ФМ" Сергея Ткачука.

Проект федерального закона был подготовлен московскими властями с целью упростить и ускорить изъятие земель для переезда федеральных властей на присоединенные территории. Законопроект предполагает, что право изъятия и резервирования земель под строительство объектов передается Москве. Средства на данные работы город получает из федерального бюджета.

Если в течение двух месяцев владелец участка, который планируется изъять, не подтверждает свое право на землю, а власти не находят такого подтверждения сами, то земля просто передается городу. По мнению специалистов Минюста, такой порядок противоречит Гражданскому кодексу и нарушает права собственников, сведения о которых не включены в Единый реестр прав на недвижимость. А для тех, кто приобрел землю до вступления в силу соответствующего закона, это делать совсем не обязательно, напоминает управляющий партнер адвокатского бюро "Васильев и партнеры" Дмитрий Васильев.

"У нас закон, который устанавливает обязанность регистрировать в едином госреестре прав, он был принят в 1997 году, вступил в силу в 1998 году. Причем в этом же законе сказано, что все права, которые существовали до принятия этого закона, они признаются и считаются юридически действительными. Это значит, что гражданин мог получить земельный участок в 80-х и мог ничего не регистрировать, ему это разрешено законом. Естественно, у него может не полный комплект документов или документы старые. Все это будет приниматься или нет? В общем, будет ситуация, абсолютно не напоминающая правовую. Поэтому то, что предлагается установить в этом законопроекте, оно просто вне рамок и здравого смысла, и вне рамок правового государства", - говорит Васильев.

Такую позицию полностью разделяет директор юридического департамента компании Penny Lane Realty Сергей Поправка.

"Такая схема, мягко говоря, удивляет. Потому что человек на ровном месте должен идти кому-то что-то доказывать. Я сильно сомневаюсь, что на практике чисто физически возможно будет уведомить собственника. Собственник может быть не уведомлен надлежащим образом в силу самых разных причин о том, что на него хотят возложить обязанность по доказыванию того, что эта земля действительно его. Я совершенно этого не понимаю", - отмечает Поправка.

Понять можно было бы совсем прямопротивоположную схему, продолжает Сергей Поправка.

"Я бы даже понял такую процедуру. Есть участок. Люди ответственные за его выкуп сомневаются в том, что некое лицо является собственником этого участка. Пожалуйста, проводите разбирательство. Если по его итогам вы уверились в том, что участок без хозяина, или кто-то им владеет без законных на то оснований, идите в суд. По Конституции РФ никто не может быть лишен своей собственности иначе как на основании вступившего в законную силу решения суда", - отмечает Поправка.

При этом даже если у собственника земли с документами все в порядке, то на согласование с владельцем условий выкупа отводится три месяца. Если согласия об условиях выкупа земли достичь не удастся, то московские власти вправе требовать изъятия через суд. В Минюсте напомнили - по Гражданскому кодексу собственника участка надо предупреждать о его изъятии минимум за год.

В законопроекте много и других белых пятен. Например, подрядчиков для строительства объектов будут назначать без аукциона. При этом порядок их выбора в законопроекте не прописан. В Минюсте сочли, что это будет напрямую способствовать коррупции, и отказались согласовывать документ.