22:35, 30 ноября 2012

Лететь отдыхать выгодней после боя курантов

Новый год - дорогой перелет. Уже на 15-20% по сравнению с прошлым сезоном выросли цены на авиабилеты. Авиакомпании сами регулируют и формируют ценообразование, исходя из загруженности рейсов, сезонной популярности того или иного направления, пассажиропотока и цен конкурентов. Законно ли это и можно ли сэкономить на билетах в канун праздников, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Татьяна Григорьянц.

С 29 декабря по 9 января новогодний билет туда-обратно на горнолыжные склоны Зальцбурга постоянным рейсом авиакомпании Lufthansa будет стоить 29 тысяч рублей. После праздников стоимость снизится почти в два раза и составит 16 с половиной тысяч рублей. Похожая картина складывается и по любимым россиянами рождественским направлениям - в Мюнхен и в Париж. История повторяется из года в год, и каждый раз вызывает у пассажиров волну возмущений. Хотя с точки зрения закона авиакомпании ничьих прав не нарушают, говорит юрист Всероссийского общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Дмитрий Лесняк:

"Любой, условно говоря, коммерческий перевозчик имеет право по своему усмотрению изменить стоимость билета. И этот вопрос может быть только предметом антимонопольного регулирования: если у этого перевозчика есть существенная доля рынка или вообще единственная в этом сегменте. И антимонопольный орган посчитает завышение тарифов экономически необоснованным".

В прошлом году Федеральная антимонопольная служба никаких нарушений не выявила, в этом сезоне проверки еще даже не проводились. Но вряд ли по их итогам будет вынесено предписание ФАС снижать цены на авиабилеты. Тем более, что рост стоимости перевозок вполне обоснован, отмечает главный редактор сайта "Авиа.ру" Роман Гусаров:

"При этом надо понимать или учитывать, что как раз в период межсезонья авиакомпании зачастую летают себе в убыток. То есть, они предлагают цены по очень низким тарифам, потому что спрос на авиабилеты низок. И в этот период они живут за счет привлечения кредитных ресурсов - то есть берут деньги у банков в долг. Потом они пытаются за счет продажи на летнюю навигацию и в зимние каникулы компенсировать свои убытки".

Эксперты все же надеются, что авиакомпании начнут менять свою маркетинговую политику в праздничные дни. Уже весной в России должен заработать новый лоукОстер - авиакомпания, которая предлагает низкую оплату за перелет в обмен на отказ от некоторых услуг. Кроме того, снижение цен на перелеты в горячие сезоны возможен за счет упрощения визового режима в некоторые страны (в том числе Европы) и возрастающей с каждым днем конкуренции на авиарынке. Впрочем, среди специалистов есть и скептики. Исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе сильно сомневается, что компании перестанут повышать цены на билеты перед праздниками и отпусками:

"Это крайне маловероятно, потому что у нас авиационное топливо с каждым годом только дорожает, и естественно, это не может не отразиться на стоимости билетов. За счет конкуренции - это вполне может быть. Но, честно говоря, у нас пока нет данных, о том, что с первого января у нас резко увеличится количество авиакомпаний, работающих с Европой".

Конечно, самый верный способ сэкономить на билетах в новогодние каникулы, дабы остались средства непосредственно на отдых - делать бронь заранее, еще летом. Либо встречать праздник в родной стране, а лететь отдыхать уже после боя курантов: как показывает практика, в первые дни января стоимость авиабилетов снижается в среднем на 20-30%. Есть еще один вариант - выбирать альтернативные виды транспорта. Например, цены на железнодорожные билеты значительно повышать не будут. Исключения составят 29 и 30 декабря, уточняет пресс-секретарь Федеральной пассажирской компании Елена Мирошникова:

"В эти дни стоимость проезда будет на 20% выше, нежели 31 декабря, 1 января 2013 года. Соответственно, если пассажир поедет 27 декабря, то поездка обойдется ему дешевле".

Впрочем, можно остановиться и на таком варианте, как автобус. Даже несмотря на новогоднее повышение цен, автобусный тур в Европу обойдется значительно дешевле, нежели полет на самолете. Хотя, есть риск провести большую часть каникул в дороге.