17:13, 23 июля 2013

Некачественное топливо может быть не единственной причиной крушения Ан-2

Топливо, разбавленное водой, могло стать причиной катастрофы Ан-2 в Свердловской области. Она произошла в июне 2012. Самолет с 13 людьми на борту несанкционированно вылетел с аэродрома города Серова и пропал. Найти обломки машины и останки погибших удалось только спустя год. Это сильно затрудняет установление причины произошедшего. Все подробности в материале корреспондента "Вестей ФМ" Александры Писаревой.

Пропавший самолет искали 2 тысячи спасателей, полицейских и волонтеров. На операцию потратили больше 30 миллионов рублей. Спустя почти год после исчезновения обломки АН-2 обнаружили местные охотники. Он упал всего в 8 километрах от Серова. Найти - ещё полдела. Выяснить - почему произошла трагедия - оказалось куда сложнее. Результаты физико-химической экспертизы оставляют вопросы, говорит старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ уральского следственного управления на транспорте следственного комитета России Марина Бубкина.

При осмотре места происшествия изымались образцы топлива из центрального бака самолета и образцы масла из цилиндров двигателя. В ходе исследования, которое проведено экспертами государственного научно-исследовательского института гражданской авиации, изъятое топливо идентифицировано как сильно видоизмененный автомобильный бензин. Установлено содержание механических примесей и воды в изъятом топливе. Обнаружено превышение концентрации фактических смол и нехарактерно высокое для бензина значение плотности. Топливо, которое обнаружено на месте крушения не соответствует требованиям стандартов.

То же касается и масла, добавляет Бубкина. Впрочем, ученые отмечают, что вода и другие примеси могли попасть в бак уже после падения - самолет же "перезимовал" в болоте. В любом случае, экспертиза позволяет сделать выводы о некоторых параметрах, которые характеризуют качество бензина, считает руководитель аналитической службы агентства "АвиаПорт.ru" Олег Пантелеев.

"Такие, как наличие примесей, отложений, которые могут быть обнаружены, в том числе, на фильтрах, элементах топливопровода двигателей и так далее. Поэтому сделать некоторые предположения о качестве топлива, даже, несмотря на то, что с момента трагедии прошло много времени вполне возможно, и это будут достаточно достоверные данные".

Стоит учесть, что авиационный бензин не лучшим образом влияет на Ан-2, добавляет Пантелеев:

"В том случае, если двигатель самолета Ан-2 работает на авиационном бензине, это может привести к нестабильной работе силовой установки и к существенному недобору мощности, что особо опасно на движении и этапе взлета и набора высоты. Самолет - в нём было максимальное количество пассажиров - мог просто испытывать недобор мощности. Кроме того, нельзя исключать, учитывая результаты анализа, неустойчивую работу силовой установки".

Даже если дело было в некачественном топливе, отвечать за его поставку вряд ли кто-то будет, уверен председатель Президиума коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" Игорь Трунов. Это показывает анализ расследований авиакатастроф за последние 10 лет:

"Как правило, виновными признавались погибшие летчики. Вина списывалась на них. Сейчас появилось осознание того, что так нельзя. Потому что авиакатастрофа это, как правило, комплекс ошибок. Основная масса авиакатастроф, связана с теми, кто находится на земле. Левый керосин - авиационное топливо - продают за наличные деньги, минуя налогообложение, топливо разбодяживается. Тех, кто стоит за этими безобразиями практически никогда не привлекают к ответственности", - отметил Трунов.

Напомню, дело возбудили по статье "Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более 2 лиц". Основными по-прежнему считаются 2 версии произошедшего: ошибка пилотирования и техническая неисправность.

Полностью слушайте в аудиоверсии.