19:02, 15 октября 2013

Продавцы овощей остались внакладе

Следователи решают вопрос о возбуждении дела в отношении представителей администрации овощебазы в Бирюлево. Деятельность ЗАО "Новые Черемушки" после ЧП будет приостановлена, сообщил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Арендаторам даны двое суток на вывоз товара. Что сейчас происходит на самой большой в Европе овощебазе, выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.

На воротах Покровской овощебазы табличка - "Санитарный день". На въезде автобусы ОМОНа. Сегодня здесь высокое начальство во главе с председателем Следственного комитета. Решают, что делать с объектом. К складам доступ закрыт. На парковку, где шла торговля с фур, пройти можно, но толку особого нет, так как запрет действует и там, вот уже второй день. Внешне стоянка как стоянка, коих сотни в московском регионе, правда, здоровая. Более-менее чисто. Душ, туалеты, кафе. Что в ангарах, не разглядеть. Но именно претензии к санитарному состоянию стали одной из причин закрытия базы. Спрашиваю об этом у дальнобойщика, бывшего советского грека, который приехал в Бирюлево, естественно, из Греции.

"Да ничего, видели и похуже. Был, например, в Самаре на выгрузке, там вообще ужасно. В Питере тоже хуже. Здесь намного больше порядка, даже если взять по европейским меркам, я, бывало, выгружался и в Италии, и в Германии, похоже на европейское здесь, похоже".

А время, между тем, идет. Два дня без торговли. Овощи, фрукты - весь этот скоропортящийся товар гниет. Бизнес рушится. В поисках решения дальнобойщики устраивают свой народный сход. Многоголосие разных языков. Стоят группами, обсуждают, как быть. Пока ситуация спокойная, но еще немного и она может накалиться. Ибо автомобилей здесь сотни, при каждом как минимум два человека.

"Сколько можно стоять? Вообще беспредел! Перец, баклажаны, огурцы, люди набрали кредиты, там люди пять-шесть месяцев работают, чтобы сейчас продать и рассчитаться. А здесь, если пропадет товар, чем там хозяин будет рассчитываться за работу?"

Традиционные претензии к таким объектам оптовой торговли - фермерам дорога сюда закрыта, диктат перекупщиков и криминала. Выкупают фурами за копейки, а потом перепродают раз в десять дороже. Не знаю, по крайней мере, по разговорам особой дискриминации я не заметил.

"Я из Волгограда приехал, перец привез". - "Типа, фермер?" - "Типа, да. Поэтому лично, вот этими руками заработанные, тоже кредит взял, чтобы вырастить, и сюда приехал. Я сам выращиваю свой товар, сам вожу".

Чистых фермеров здесь, на самом деле, немного. Им, в общем-то, некогда. Тут либо сам ездишь и продаешь, и все это неделями, либо занимаешься сельским хозяйством. Впрочем, если урожай уже собрал, и делать дальше особо нечего, то можно рискнуть и самому съездить в Москву. Хотя оптовые цены, по которым здесь продают с фур большими партиями, действительно, не сравнить с магазинными.

"А иначе ты его не продашь. Выращиваешь ведь по многу, по 100, по 200 тонн. Куда его девать-то? На месте там его тоже не продашь. А если продаешь, то за копейки перекупщикам. Тут хоть что-то выгадываешь". - "Т.е. везти самому в Москву все равно выгоднее, чем там перекупщикам?" - "Да, выгоднее, конечно". - "Ну вот за сколько вы готовы продавать?" - Я приехал, перец был 25-28. Это оптовая цена здесь". - "А там бы за сколько у вас купили, в Волгограде?" - "12-13-15 от силы".

Извозом и торговлей здесь на стоянке в основном занимаются профессиональные экспедиторы, которые в своем регионе скупают продукцию у крестьян и на свой страх и риск везут в Москву.

"Яблоко из Молдавии, приехать сюда стоит где-то 8 тысяч долларов 19 тонн. Вот только растаможить стоит 3600 долларов". - "А сколько здесь рынок берет за стоянку?" - 25 тысяч за яблоки, чтобы продать с машины, а виноград, слива - 30 тысяч. И плюс еще тысяча рублей ежедневно с машины за стоянку. Помимо 25-ти". - "Но это официально?" - "Это даешь в администрацию, тебе дают чек. Ты платишь эти 25 при заезде, но ты знаешь, что тебя больше здесь никто не тронет, ни рэкет, не кинут, здесь спишь спокойно, отдыхаешь. Здесь можешь товар оставить, никто здесь не ворует. Пойди в другой город, посмотришь, то пропьют колесо, то одно, то другое. Здесь у них охрана, и всё нормально".

Пока я беседовал с водителями на стоянке, высокая комиссия вынесла окончательный вердикт: базу закрыть, на вывоз товара дается два дня. Но куда вывозить-то?

"Куда тогда? По лесам, по мусоркам, не знаю, так как товар будет уже некондиция, его выкинуть надо будет". - "А если по другим базам?" - "По каким? Никто не пускает никуда". - "Ну вот так же таким же образом заехать на стоянку". - Нет таких стоянок, чтобы с фурами стояли. Ничего абсолютно нет. Это единственная, самая большая, самая дешевая база, где доступные цены для всех".

Предвидя закрытие, многие экспедиторы начали обзванивать другие базы. Но оказалось, что стоимость парковки там за один день выросла чуть ли не вдвое. Ну а что будет с ценами на овощи и фрукты в столичных магазинах, станет ясно через несколько дней.