тема: Кредиты
19:16, 23 октября 2013

"Почта России" хочет создать финансовый дискаунтер

"Почта России" будет выдавать дешевые кредиты малоимущим слоям населения. В правительстве рассчитывают, что этот дополнительный бизнес позволит компании уже через 5 лет стать стабильно прибыльной. Сколько будут брать за почтовые кредиты? Для кого их готовят? С подробностями - экономический обозреватель радио "Вести МФ" Валерий Емельянов.

Подзаработать на финансовых услугах "Почта России" пытается не первый год. Одна только доставка пенсий приносит ей треть ежегодной выручки (или около полутора миллиарда долларов). Проценты с кредитов уже через 5 лет будут приносить в 10 раз больше, подсчитали разработчики новой почтовой стратегии. Ее главный элемент - более низкие ставки, чем в среднем по рынку и у "Сбербанка", в частности. У него сейчас займы обходятся до 25,5 процентов в год. "Почта России" могла бы кредитовать население на 1,5-2 процента дешевле. Спрос на такие кредиты наверняка найдется. Однако не факт, что почтовый оператор на этом заработает, говорит директор Банковского института ГУ ВШЭ Василий Солодков:

"У нас с вами наблюдается рост невозврата по ранее выданным кредитам, то есть экономика перекредитована на данный момент. Темпы экономического роста - нулевые".

Опасения экспертов вызваны тем, что в качестве основных получателей кредитов "Почта России" планирует использовать своих постоянных клиентов. В основном это малообеспеченные граждане и жители небольших городов. С точки зрения банков, они считаются рискованными клиентами, и для них ставки, наоборот, как правило, выше. Впрочем, за счет большой сети филиалов (самой крупной в стране) "Почта России" по темпам выдачи кредитов может обойти рост неплатежей и таким образом остаться в плюсе, рассуждает директор аналитического департамента банка "Открытие" Владимир Савов:

"У нее есть очень разветвленная сеть отделений, поэтому можно быстро достичь критической массы и при правильном управлении рисками как-то их снизить и минимизировать, охватить население, которое не пользуется или мало пользуется традиционными банковскими услугами в связи с тем, что просто они не доступны или удалены".

Скептики напоминают, что эксперимент с запуском Почтового банка так и не состоялся. Инвесторы не спешат вкладывать средства в финансовые сервисы "Почты", а своих свободных средств у нее нет. По оценкам экспертов, на закупку банкоматов и платежных терминалов, а также продвижение кредитных линий потребуется до 15 миллиардов рублей инвестиций. И пока не понятно, откуда возьмутся эти деньги, отмечает Василий Солодков:

"Чтобы кого-то кредитовать, надо иметь привлеченные ресурсы. "Сбербанк" привлекает ресурсы от населения, это первое. И второе, "Сбербанк" привлекает ресурсы у государства. Будут ли эти ресурсы доступны для "Почты России"? У меня, честно говоря, есть некоторые сомнения".

Но в отдаленной перспективе намерение "Почты России" закрепиться на финансовом рынке выглядит не так уж призрачно, считает большинство экспертов. За намеченные 10 лет положение и в экономике, и в банковском секторе может значительно поменяться. В России до сих пор много не занятых ниш, и рынок кредитования, хоть он и сбавляет темпы, в действительности становится более стабильным, считает Владимир Савов:

"Уровень проникновения финансовых, банковских продуктов, кредитов, кредитных карт по сравнению с другими рынками в России все равно остается низким. Если смотреть в длинную перспективу, скорее всего, рост и показатели проникновения этих продуктов будут расти. Главное, чтобы не росли взрывными темпами".

Веру в финансовый успех "Почты России" эксперты связывают и с ее новым руководством. Нынешний генеральный директор компании - Дмитрий Страшнов - был главой российского подразделения сотового оператора TELE2, который выстроил бизнес как раз на недорогих услугах и наименее платежеспособных абонентах.