20:39, 19 ноября 2013

В СССР управлять большим самолетом сразу после училища было невозможно

К расследованию авиакатастрофы под Казанью. К этому часу стало известно, что основная работа на месте крушения Boeing завершена. Площадь разброса обломков лайнера составила 3 тысячи квадратных метров. Отказов в системе двигателей самолета не выявлено. Основанная версия – ошибка пилотов, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете. Независимые эксперты видят проблему шире. Причина катастрофы в Казани - нехватка пилотов. В стране кадровый голод. Проблему в эфире "Вестей ФМ" прокомментировал Олег Приходько, заместитель президента профсоюза летного состава России.

"Вести ФМ": Еще в феврале обсуждались поправки в Воздушный кодекс относительно того, чтобы гражданскими пилотами у нас разрешили работать иностранцам. Обсуждалась квота в 200 летчиков-иностранцев ежегодно в течение пяти лет. Скажите, эти поправки внесены в кодекс?

Приходько: Нет, пока не внесены. Они еще лежат под сукном, скажем так.

"Вести ФМ": А вообще, в целом, как вы оцениваете ситуацию с подготовкой пилотов? В последнее время, действительно, очень много говорится, что, фактически, система подготовки летчиков у нас развалена, закрываются училища, летать не на чем, учат летать на старых машинах, с которых потом очень быстро пересаживают на современные лайнеры. Старые кадры уходят, новые еще не обладают необходимым опытом. Согласны, что ситуация в этой сфере если не катастрофическая, то близка к этому?

Приходько: Скажем, она была катастрофической лет 6-7 назад. Сейчас училища наши, кстати, не закрыты, ни одно училище, они сохранились. Да, они были в плачевном состоянии раньше, некоторые до сих пор остались. Сейчас выделяются большие деньги, училища покупают новые самолеты, ставят современные тренажеры, после которых - да, действительно - после этих самолетных тренажеров выпуски сразу выходят на Boeing и Airbus. Но это еще не во всех училищах, только в ведущих. В Ульяновске, в Санкт-Петербурге это все происходит. Есть другая проблема: самолеты покупают, но финансирование недостаточно, потому что очень маленькие зарплаты у обслуживающего персонала в училищах, у преподавателей, у инструкторов. Люди там не держатся, уходят. Мало денег выделяют на запчасти на эти самолеты, они же ломаются периодически. Каждый год увеличивается выпуск курсантов.

"Вести ФМ": А квалификацию их - как вы ее оцените?

Приходько: Квалификация – все очень индивидуально.  Я сам летаю, мы встречаемся с курсантами, которые с нами летают. Есть умницы, которые просто прелесть, ребята стремились летать. Они вот немного полетают, введутся в строй и прекрасно летают, все понимают. Есть индивидуальные особенности, кто-то по своим личным данным не может, ему даются длиннее программы, 2-3 программы, его могут не допускать на самолеты. Проблема в том, что раньше в России попасть на большой самолет было невозможно после училища. Все летали 10-15 лет на маленьких самолетах. А сейчас их нет просто - маленьких самолетов.

"Вести ФМ": И получается, что сразу садятся на международные лайнеры…

Приходько: Многие выпускники, скажем, отличники, которые хорошо учились, знают английский и так далее, их компании забирают прямо с училища, год-полтора у себя переучивают на Boeing, Airbus. Эти курсанты потом летают.

Полностью слушайте в аудиоверсии.