18:17, 06 декабря 2013

"Карандашный налёт": правда о работе учебных центров Росавиации

Следственный комитет начал обыски в Росавиации, проверяя законность деятельности учебных центров, в которых готовили пилотов с разбившегося в Казани Boeing-737. Следователи подозревают, что обучение специалистов проходило с нарушениями, некоторые свидетельства могли быть фиктивными. Сейчас центры, о которых идет речь, уже закрыты. Силовиков интересует, насколько законно выдавались сертификаты, которые и позволяли осуществлять переподготовку экипажей воздушных судов. Ранее эксперты пришли к выводу, что причиной казанской авиакатастрофы стало отсутствие достаточного опыта у пилотов, которые в тот момент находились за штурвалом Boeing. Подробности выяснял корреспондент "Вестей ФМ" Николай Осипов.

Пилоты могли быть самоучками - в простом изложении именно так выглядят комментарии Следственного комитета, где сообщили о проводимых в Росавиации обысках. Внимание к подготовке экипажей обострилось после крушения Boeing в Казани, когда появились версии о том, что пилоты просто не были готовы выполнить необходимый маневр и тем самым спасти пассажиров и воздушное судно. Теперь, по словам официального представителя СК Владимира Маркина, необходимо узнать, кто и как обучал экипаж.

"На сегодняшний день установлено, что командир самолета Рустем Салихов имел специальность штурмана воздушного судна, а затем он якобы прошел обучение, получив диплом пилота коммерческой авиации в одном из авиационных учебных центров, действовавших в 2008-2009 гг. В настоящее время эти центры уже ликвидированы, а лицензии выдавались Росавиацией. В связи с этим, Главным следственным управлением Следственного комитета России в ряде департаментов Росавиации проводятся обыски, связанные с изъятием документации, касающейся деятельности этих учебных центров".

Вопросы, адресованные Росавиации, объясняются тем, что именно там занимаются сертификацией учебных центров по подготовке и переобучению летного состава. То есть, если эти центры могли себе позволить выдать фиктивные документы - а именно с этим связаны подозрения следователей,  то значит, что заведения плохо контролировали. Впрочем, советник руководителя Росавиации Сергей Извольский заверил СМИ, что ведомство готово оказать любое содействие в разбирательстве.

"В рамках расследования любых инцидентов или авиационных происшествий Федеральное агентство воздушного транспорта никогда не скрывало никаких документов. Что касается процессуальных действий, проводимых Следственным комитетом, Росавиация готова оказать любое содействие в их осуществлении. Представителям Следственного комитета будут переданы все необходимые документы, требуемые для установления обстоятельств причин авиапроишествия в Казани. В настоящее время сертификация учебных авиационных центров осуществляется в соответствии с федеральными авиационными правилами, введенными в действие в 1999 году. Росавиация всегда выступала за ужесточение требований, разработала новый проект авиационных правил и направила их в Минтранс".

Где именно проходили обучение пилоты с разбившегося Boeing, официальные ведомства не уточняют. Проверки могут коснуться абсолютно всех подобных учреждений. Особенно тех, которые занимаются переподготовкой летного состава. Оба пилота в прошлом были один - штурманом, другой - бортинженером. Эксперты и ранее указывали на что, что таких специалистов следует готовить с особой тщательностью. У них может быть большой налет часов, но навыки прежней профессии часто мешают приобретению новой специальности. Сами пилоты не скрывают, что те же налеты часов иногда можно получить, фактически не приобретая опыта, это называют карандашным налетом. Если следователи решат заняться проверкой всех учебных центров, то объем работы будет весьма внушительный, замечает руководитель аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Центров достаточно много, они специализируются на различных направлениях деятельности: кто-то готовит летный персонал, кто-то - технический. В принципе, как мы понимаем, есть большое количество различных специальностей, люди задействованы в обеспечении полетов на разных этапах, поэтому количество центров велико, часть из них расположена в Московском регионе, но вообще они разбросаны по всей стране. Поэтому речь идет именно о серьезной кропотливой работе по надзору за этой учебной системой".

Известно, что центры, в которых обучались погибшие пилоты, уже ликвидированы, оны были закрыты несколько лет назад, именно поэтому следователи и пришли в офисы Росавиации, чтобы по архивным документам узнать все детали деятельности этих центров, выяснить, кто их сертифицировал, насколько обоснованно там выдавались документы об обучении, а также - почему их в свое время закрыли. Интересно, что просуществовали они совсем недолго, открылись в 2008 году, а закрылись в 2009.