22:47, 22 декабря 2013

"Эффект "Выхино", или к слову об убийственных маршрутах

На чем и как ездить в Москве? Радио "Вести ФМ" выясняет, какие районы столицы - самые недоступные, и какие станции подземки - самые загруженные. Корреспондент Алексей Чесноков попытался добраться с крайней точки юго-востока в центр мегаполиса разными маршрутами общественного транспорта и по пути выяснил, чем станция метро "Выхино" прославилась на весь мир и почему некоторые пассажиры выбирают исключительно наземный транспорт.

Чесноков: "Выхино" - станция метро, которая постоянно работает в режиме часа пик. Даже днем, когда, казалось бы, большинство людей уже на работе, ко входу здесь - не подступиться. Сейчас около 9 утра, и пассажиры, образовав довольно внушительное столпотворение, терпеливо по переходу пробираются к перрону. Ну что ж, я, пожалуй, тоже рискну занять свое место в поезде.

Добраться до перрона через переход - это еще полбеды. Гораздо труднее попасть в сам поезд. Мне это удалось только с третьей попытки. Толпа буквально внесла меня в вагон, и за своей спиной я услышал долгожданное объявление.

"Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - "Рязанский проспект".

Станция "Выхино" уже стала легендарной среди транспортников. Во всем мире в качестве не самого положительного примера ее приводят эксперты в своих докладах и научных статьях. Термином "эффект "Выхино" они обозначают ситуацию, когда на первой станции в вагоны набивается столько людей, что на следующих пассажиры уже не могут войти в поезд. Директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко отмечает, что загруженность сиреневой ветки московского метро зависит от многих факторов.

"Сама ветка Таганско-Краснопресненская работает на максимальных пределах проводной возможности метрополитена. Там курсирует всего 40 пар поездов в час пик. Плюс большие подвозящие маршруты автобусного транспорта из всех секторов востока и ближнего Подмосковья. Но вообще-то было проведено исследование, согласно которому львиную долю нагрузки на станцию "Выхино" производят жители окрестных жилых массивов, которые добираются до метро не на автобусе, а пешком".

Юго-восток Москвы действительно считается весьма густо населенным районом. В том числе, и из-за низких цен на жилье в самом городе и ближайшем Подмосковье. На станции "Выхино" пассажиропоток усиливается еще и из-за электричек, прибывающих сюда одна за другой. Станцию пассажиры используют как перевалочную. Отсюда до центра - 25 минут езды. В час пик, конечно, вагоны забиты до предела. Но, когда спешишь на работу, о комфорте забываешь, делится своими впечатлениями от очередной поездки москвичка Лариса Александровна.

"- Перегружено. Вся ветка перегружена. Особенно с открытием станции "Жулебино" - все равно очень все плотно.

- Оттуда уже полный поезд приезжает?

- Ой, там такие очереди стоят, что и не сядешь первой".

Возможность быстро добраться до работы - одно из преимуществ московской подземки. Пассажиры, хоть и жалуются на давку в часы пик, но всё равно в большинстве случаев выбирают метро, рассказывает жительница Москвы Наталья.

"- У меня дочь ходит в институт каждый день, говорит, здесь убийственно много народу.

- А вообще вы каким транспортом предпочитаете пользоваться?

- Метро. Я уже к нему привыкла как-то".

Это, может показаться нереальным, но из района Выхино можно добраться до самого центра столицы без пересадок наземным транспортом. Утром на троллейбусной остановке - ажиотаж чуть меньше, чем в метро. В очереди, в основном, те, кому нужно проехать всего несколько километров до места назначения. Офис Дениса - на Рязанском проспекте. Под землей его маршрут занял бы не более 5 минут. На троллейбусе - это семь остановок. С учетом пробок поездка может длиться полчаса, но по мнению москвича, она того стоит.

"Наземным больше нравится. Сравните наверху и под землей. Естественно, наверху. Мне просто нравится ездить наземным, особенно, когда солнышко, смотришь в окно. Это просто из-за впечатлений".

Помимо впечатлений и картинок за окном, отсутствия давки 63 троллейбус, действительно, оказывается весьма удобным, поскольку пересекает очень большое количество улиц и районов, среди которых - Рязанский, Нижегородский, Таганский и Китай-город. От Выхина до Лубянки - 40 остановок. Жительница района Любовь Михайловна подтверждает, что днём пассажирами троллейбуса, в основном, становятся пенсионеры, которым особо некуда спешить. Но и их набивается прилично. Свободные места появляются только ближе к конечной.

"Ну, троллейбус - он выгодный у нас тут. Станций метро сколько он проезжает - и "Таганку", и "Рязанку".

Безусловно, наземный транспорт удобен для передвижения внутри одного округа, а также для того, чтобы добраться в соседний район или к ближайшей станции метро. Именно так объясняет свой выбор Анастасия.

"Вожу ребенка в секцию плавания. Удобно, конечно, единственное - пробки. А метро нам не подходит, потому что мы живет на Рязанском проспекте".

В автобусах, троллейбусах и трамваях можно встретить и таких пассажиров, которые ни за что на свете не спустятся под землю. Даже если поверху им придется ехать целые сутки. Приступы паники, удушья и головной боли испытывает Нина Семеновна, когда оказывается в метро.

"- Так вот, если пробок нет, минут 15. А когда пробки - видите, еле тащимся. Не переношу метро. Там голова кружится, а здесь удобнее.

- Когда последний раз ездили в метро?

- Я даже не помню".

Страх, который люди испытывают в метро, как правило, безосновательный, говорят врачи. Часто пассажиры сами находят объяснение своей фобии, отмечает клинический психолог и кандидат психологических наук Мария Киселева.

"Это может быть связано с угрозой теракта или просто какой-то обстановкой, которая может быть некомфортной для пассажира. И есть такая непосредственная и малообъяснимая фобия метро, которая, опять же, может быть связана с социофобией, боязнью большого скопления народа и близкого контакта народа к себе, такое обжимание собственного тела. Или это может быть клаустрофобия - боязнь замкнутого пространства".

Пробки - главный недостаток передвижения на наземном общественном транспорте. Движение с юго-востока по Рязанскому проспекту постоянно затруднено. Утром и вечером стоит Нижегородская улица, заторы возникают и в других местах. Чтобы добраться из Выхина в центр на троллейбусе, уйдет 2 часа. На метро - быстрее в пять раз. В будний день мало кто решится на такую поездку. Только ради любопытства. Что и сделала Елена, проехав вместе со мной маршрут от начала до конца и пожертвовав своим выходным днём.

"Долго, но зато интересно. Я вот после Таганки не знала дальше, как сюда ехать, хотя много, конечно, по времени. Но у меня оно сегодня есть".

А вот у тех пассажиров, которые ограничены во времени, вариант один - добираться с окраины в центр на метро. Либо выходить из дома на несколько часов раньше, чтобы сесть в наземный транспорт, хотя утром в нем тоже придется прилично потолкаться.

Собираем информацию о самых недосягаемых местах российской столицы!
Спецпроект "Городской транспорт"