14:02, 16 января 2014

Из 1200 авиарейсов – один с дебоширом. Планы по перевоспитанию

Распитие спиртного на борту самолета и в международных зонах аэропортов практически всех странах мира может быть запрещено уже в этом году.  В марте международная ассоциация воздушного транспорта намерена пересмотреть правила перевозки пассажиров и ужесточить наказание для тех, кто нарушил общественный порядок во время перелета. Подробности выясняла собственный европейский корреспондент "Вестей ФМ" Регина Севостьянова.

Количество инцидентов с авиапассажирами, перебравшими алкоголя, в последние годы резко увеличилось. С 2007 года было подано 150 тысяч жалоб на оскорбления, доходящие до драк и сексуальных домогательств со стороны пьяных клиентов. При этом на каждые 1200 рейсов в мире приходится один, в ходе которого экипажу не удается справиться с дебоширами. Такие данные приводит Международная ассоциация воздушного транспорта, в которую сейчас входит 84% мировых авиакомпаний, осуществляющих пассажирские и грузовые перевозки. Приводя цифры, ассоциация подчеркивает, что намерена добиться изменения существующего регламента авиаперевозок на Монреальской конференции дипломатов в марте этого года.

Дело в том, что сейчас авиаперевозки регулируются Токийской конвенцией от 1963 года,  подписанной 185 государствами мира. Ее положения предусматривают наказания - вплоть до уголовного преследования - нарушителям общественного спокойствия. Однако ее сложно применить сегодня. Основной задачей Токийской конвенции являлась защита авиасудов от угона, такие мелочи, как "пьяный пассажир" там, в принципе, не прописаны.

При этом существующее законодательство не дает права преследовать нарушителя в стране, где самолет, например, совершил вынужденную посадку. Поэтому устроившие дебош на борту пассажиры, как правило, быстро освобождаются из полицейского участка в аэропорту и продолжают свое путешествие. Возбудить уголовное дело против клиента имеет право только та страна, в которой зарегистрирован самолет. То есть даже не страна отправки или прибытия. А сегодня, отмечают в Международной ассоциации воздушного транспорта, 40% машин гражданской авиации арендуются компаниями-операторами. Соответственно, самолет часто зарегистрирован не в той стране, авиакомпанию которой он представляет.

Намерение Ассоциации добиться пересмотра законодательства в этой области поддерживает большинство авиакомпаний мира. "Это та область, которая касается всех стран Земли", - заявил спикер Ассоциации Крис Готер.

Предложение, которое будет рассматриваться в марте в Монреале, содержит целый ряд мер по борьбе с дебоширами в воздухе. В первую очередь планируется расширить права стран,  отвечающих за перевозку, а также тех стран, где самолет совершает вынужденную посадку в случае инцидента на борту.

Центральное место в обсуждении вполне ожидаемо займет предложение полного запрета, либо ограничения продажи алкоголя в самолетах. Кроме того, в обязанности экипажа планируется включить "распознание пассажиров, близких в алкогольной интоксикации".  Другими словами, в случае, если продажа алкоголя будет ограничена, а не запрещена, обслуживающему персоналу разрешат отказывать клиентам в напитках по своему усмотрению.

Также в Монреале будет рассмотрен вопрос об ограничении продажи алкоголя в международных зонах аэропортов. Таким образом, предполагают в Международной ассоциации воздушного транспорта, можно будет  снизить количество пассажиров, которые напиваются уже перед посадкой.