тема: Крым
19:30, 28 марта 2014

Полуостров Крым: новые возможности российского бизнеса

Крымчан пересадят с европейских иномарок на машины российской сборки. Местные автодилеры оказались отрезанными от своих поставщиков на Украине и надеются найти им замену в России. Среди отечественных компаний уже нашлись желающие наладить продажи на полуострове. В чём еще нуждается Крым и чем российский бизнес может помочь - в материале экономического обозревателя "Вестей ФМ" Валерия Емельянова.

В Крыму работают три крупные автодилерские сети и несколько монобрендовых магазинов, они полностью ориентированы на поставки импорта транзитом через Украину. Сейчас функционируют в сильно урезанном формате: машины на складах в Симферополе и Севастополе закончились, персонал отправлен в неоплачиваемые отпуска, деньги с покупателей берут при условии полной предоплаты, но за машинами клиентам приходится ездить в Херсон или Николаев. В этих условиях крымский автомобильный бизнес возлагает основные надежды на российские дилерские сети. Помимо импортных машин они могут предложить широкий выбор иномарок отечественной сборки, которые до этого в Крым не попадали. Однако гендиректор портала Аuto-dealer.ru Олег Дацкив в своих прогнозах категоричен: автобизнес пока не знает, как наладить доставку машин в фактически островной регион.

"Кроме "АвтоВАЗа" не вижу основных игроков, которые были бы заинтересованы в больших поставках. Ситуация по Крыму, вроде бы, для российской стороны уже разрешилась. С другой стороны, здесь речь идет о частном бизнесе. Инвестиции в дилерские сети носили исключительно частный характер, в Крыму нет ни одного государственного дилера. Поэтому здесь нужно путем переговоров идти постепенно к понимаю того, как же будут трансформироваться дилерские сети".

Впрочем, сами инвесторы, похоже, готовы рискнуть. Один из российских дилеров, продающий машины немецких и американских брендов, уже объявил, что вложит 90 миллионов рублей в строительство новых автосалонов на полуострове. Ориентировочно они откроются уже через год. Ряд экспертов считает, что Крым могут быстро занять автодилеры соседних с Крымом южных регионов. Полуостров не был крупным рынком сбыта автомобилей, пока пребывал в составе Украины, но в связи с планом масштабных государственных инвестиций в регион и переселения туда более платежеспособных россиян ситуация, очевидно, будет меняться, считают эксперты. Так, один из дилеров уже рассчитывает наладить в Крыму продажи премиум-автомобилей. В целом недопоставки товаров на полуостров с Украины открывают большие возможности для российского бизнеса во многих отраслях, говорит аналитик агентства "Инвесткафе" Андрей Шенк.

"Практически большинство. Вся система импорта Крыма и поставок потребительских товаров, в том числе, бытовой техники, некоторых продуктов питания (импортных), сырья - все равно будет меняться со стороны Украины на Россию, хотя бы потому что через Украину сейчас везти будет дороже. Я думаю, что на какое-то время в Крыму может даже возникнуть дефицит отдельных товаров".

Отрезанность Крыма от России - это временный фактор, напоминают эксперты. Сейчас поставки товаров, в том числе, гуманитарных грузов идут на полуостров по паромной переправе. Однако строительство керченского моста реализуется ускоренными темпами. Так, в четверг завершился конкурс, на котором определилась компания для проведения предварительных инженерных работ, и уже в сентябре она должна будет завершить исследования в соответствии со своим контрактом.