тема: Крым
12:09, 01 апреля 2014

Небо становится дешевле

Глава правительства Дмитрий Медведев заявил, что государство намерено субсидировать авиаперевозки на полуостров, чтобы сбить цены до 7-8 тысяч рублей и ниже. Между тем начало года в России уже ознаменовалось обвальным падением стоимости авиабилетов. Дешевеют как внутренние рейсы, так и заграница. В чём причина? Как долго продержатся эти скидки? С подробностями - экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Валерий Емельянов.

Год назад авиабилеты были в среднем дороже, чем сейчас, то есть обычного среднегодового прироста тарифов не произошло. Это вдвойне удивительно, поскольку доллар, в котором обычно ведут расчёты агентства, за зиму и начало весны подорожал почти на 20%. Но даже если отбросить курсовые колебания, можно набрать немало примеров, когда и в рублёвом эквиваленте цены на полёты существенно снизились. Чаще всего на 1-2 тысячи рублей. Отдельные маршруты упали на 4-5 и даже на 16 тысяч, отмечает PR-менеджер портала Aviasales.ru Янис Дзенис:

"Красноярск-Москва за прошедший год подешевел на 28%. Из международных направлений стоит отметить снижение стоимости в тайский Пхукет, даже больше 30%. Очень сильно подешевел Лондон. Москва-Лондон в этом году стал на 13% дешевле. Мы также отмечаем ещё некоторые направления. В частности, черногорский Тиват - почти 15%. Рим подешевел не так приятно, всего на 3%".

Причин удешевления сразу несколько. По каждому направлению они разные, поясняет эксперт. Например, Таиланд стал доступнее из-за появления удобных пересадок у азиатских перевозчиков. В Лондон по демократичным ценам пассажиров возит британский лоукостер. А вот на внутренних рейсах развернулась настоящая война за клиентов. Конец зимы и без того считается низким сезоном, а в этом году занятость кресел упала до критичной отметки, и перевозчики начали синхронно демпинговать. Ситуацию описывает аналитик инвесткомпании "Регион" Алла Юрова:

"Лидирующие российские авиакомпании внедряют сейчас в свои модели элементы низкобюджетных перевозок. Можно назвать дисконт-класс "Трансаэро", полёты в моноклассной компоновке в Airbus A321 авиакомпании UTair, подготовка к выходу нового лоукостера от "Аэрофлота" - "Добролёт", скидочные акции "Сибири". Практически все авиакомпании сейчас в низкий сезон пытаются как-то загрузить парк, в том числе вступая между собой в довольно агрессивную ценовую конкуренцию".

По мнению аналитика, долго эта ситуация не продержится. Компании сейчас фактически возят пассажиров себе в убыток. Их финансовые показатели снижаются, и не исключено, что некоторые могут даже обанкротиться. По этой же причине ждать дальнейшего снижения цен на авиабилеты, кроме случаев субсидирования со стороны государства, вряд ли стоит. Что касается первого в России лоукостера, то его появление в целом не должно сказаться на тарифах. Могут подешеветь только отдельные направления, но в первый год их будет немного, не более десяти. А по качеству обслуживания эти рейсы будут сильно уступать традиционным, напоминает генеральный директор онлайн-агентства "Авиакасса.ру" Максим Побережник:

"Необходимо будет всегда помнить всем остальным авиакомпаниям, что они работают в другой нише, они не дискаунтеры. За свои минус 20-30% в тарифе "Добролёт" не будет кормить, поить, перевозить багаж. Билеты у него будут невозвратными, сиденья - неудобными, они не будут откидываться, и коленки будут упираться во впереди стоящее кресло. Глупо авиакомпаниям пытаться конкурировать по цене с "Добролётом".

Когда и где будет летать лоукостер "Аэрофлота", пока неизвестно. Ранее сообщалось, что компания начнёт работать весной или в начале лета и будет курсировать между Москвой и другими ключевыми городами страны: Петербургом, Екатеринбургом, Самарой. В рамках ознакомительных акций авиакомпания может продавать билеты почти в полтора раза дешевле, чем основные перевозчики, прогнозируют эксперты рынка.