тема: Крым
18:17, 05 мая 2014

Китай соединит Россию с Крымом

Транспортный коридор из Краснодарского края в Крым, возможно, построят китайцы. Газета "Коммерсантъ" со ссылкой на собственные источники пишет, что в российском правительстве рассматривают вариант привлечения инвестора и подрядчика из Китая. В этом случае мост или туннель будет профинансирован в юанях и с привлечением китайской техники и рабочих рук. Подробности - в материале экономического обозревателя "Вестей ФМ" Валерия Емельянова.

Сейчас в зоне Керченского пролива идут проектно-изыскательские работы. Их ведет российская фирма, срок завершения - 1 ноября этого года. Предполагалось, что к тому времени уже будут найдены источники финансирования, а далее последует конкурс и выбор отечественного подрядчика. Но теперь сообщается, что среди претендентов может появиться китайская госкорпорация China Railway Construction - одна из крупнейших компаний мира. По неофициальным сведениям, ей уже подобран финансовый партнер - частный фонд из Гонконга, который специализируется на инвестициях в крупные стройки. Такой дуэт наверняка образовался не случайно, он будет иметь горячую политическую поддержку в Москве, замечает директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

"Они приходят не только со своими подрядными мощностями, но и с собственными деньгами. А дальше возникает следующая развилка: любой инвестор будет строить объект в России в расчете на возвратность. Возвратность на мосту может быть достигнута двумя путями: либо платный проезд, либо это возмещение из бюджета РФ неким пролонгированным образом, обычно это бывает на срок до 20 и более лет. То есть, грубо говоря, мост будет построен на заемные средства. Ничего страшного, это в практике бывает".

Участие китайцев может быть подтверждено официально уже в этом месяце: в ближайшие недели президент собирается с визитом в Пекин. Эксперты прогнозируют, что Керченский мост станет своего рода полигоном для привлечения инвестиций не в долларах и евро - по крайней мере, часть проекта, скорее всего, будет оплачена в юанях. Но есть и обратная сторона вопроса: Китай в подобных стройках, в отличие от европейцев и, тем более, российских компаний, привык полагаться не только на свои технологии, но и на привычных партнеров и субподрядчиков. То есть отечественные строительные компании будут задействованы по минимуму, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов.

"Учитывая климатические, геологические условия нашей страны, у нас есть компании, которые строили все и везде. Если у кого-то есть какой-то один опыт, то, допустим, участие каких-то компаний и союзов, СП, консорциумов вполне может построить и этот мост. Я не думаю, что он представляет значительную сложность с точки зрения строительства, поэтому явной целесообразности привлечения иностранных компаний я здесь не вижу".

У Китая - особый интерес к Крыму. Еще при Януковиче Пекин заключил ряд соглашений с местными органами власти о модернизации дорог, портов и аэропортов полуострова, а также - строительстве нефтеперерабатывающего завода. Пока эти проекты не пересматривались, поэтому России следует осторожнее допускать азиатских партнеров в свой стратегически важный регион, полагает Михаил Блинкин.

"В чем преимущество? Китайцы строят быстро, у них огромный опыт, они у себя из железных и автомобильных дорог строят сегодня больше, чем весь остальной мир в сумме. А недостаток вот в чем: им не нужен местный персонал, местный персонал для них гораздо дороже, чем свой родной китайский рабочий. Соответственно, это будет просто китайский проект за китайские деньги. И это будет означать китайское присутствие в весьма чувствительной точке российской географии и российской экономики".

Впрочем, вхождение Крыма в состав России скорее всего заставит Китай пересмотреть свое отношение к местным инвестициям. Ранее заявленные проекты предполагали, что полуостров станет транспортным узлом для перевалки украинского сырья на китайский рынок, а китайских товаров - в Европу через Украину. После смены власти в Киеве и появления границы в Крыму эти планы, очевидно, больше не актуальны.