17:53, 18 июня 2014

Теракт? Нет, износ! Украинская ГТС дышит на ладан

В истории со взрывом газовой трубы на Украине ищут подтверждение версии о теракте. Украинская служба по чрезвычайным ситуациям заявила, что на месте аварии остались следы взрывчатки. Ещё до того, как это стало известно, глава МВД Украины Арсен Аваков называл версию о теракте основной, а премьер Арсений Яценюк утверждал, что власти давно готовились к возможным диверсиям. В "Газпроме" инцидент связывают исключительно с изношенностью украинской трубы. И большинство экспертов говорят о том же. И добавляют, что надёжность Украины как транзитёра в очередной раз оказалась под сомнением. Какие последствия для импорта российского газа будет иметь взрыв на Полтавщине? С подробностями - экономический обозреватель радио "Вести ФМ" Валерий Емельянов.

Со слов украинского премьера, его правительство готовится ввести чрезвычайное положение в энергетике. Одним из последствий этого должно стать то, что Евросоюз сможет контролировать ввод российского газа в газотранспортную сеть Украины и вывод его оттуда. Это попытка убедить Брюссель, что, несмотря на взрыв трубы "Уренгой-Помары-Ужгород", в целом украинская ГТС остается надёжной. Примечательно, что власти на местах придерживаются совсем другого мнения. Например, губернатор Полтавской области признался в одном из интервью, что на участке трубы, где произошёл взрыв, было 11 заплаток. Если там и случился теракт, то совершили его местные с целью скрыть факты воровства, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

"Это анекдот чистой воды. Потому что на любой газопроводной системе, как только происходит потеря герметичности, концевые задвижки на участке автоматически блокируются. Поэтому 10 миллионов кубов утечь не могло никак. Но все-таки они их списали. Это единственный возможный интерес в данном происшествии".

Скорее всего, человеческий фактор тут ни при чём, добавляет эксперт более серьёзно. По техническому регламенту заплатки на газовые трубы ставить вообще запрещено. Поэтому даже в официальных заключениях Украины звучат явные противоречия. По факту, труба просто не ремонтировалась. В этой связи заявления из Киева, что национальная ГТС способна выдержать даже ядерную войну, не более чем популизм. Учитывая возраст этих труб (а им - более 30 лет), дешевле уже построить новые, говорит президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко:

"Ещё во времена Кучмы очень активно обсуждали, что надо срочно-срочно найти деньги на ремонт ГТС. Называли невероятные цифры - 20-25 миллиардов долларов. По большому счету, капитального ремонта ГТС не делали со времён Советского Союза. Мало кто, например, знает, что сейчас Европейский банк реконструкции и развития выделил только на текущий ремонт, именно чтобы предотвращать аварии, 200 миллионов евро. Хотя бы чтобы не было этих латок".

Вне зависимости от причин взрыва его последствия для Украины будут печальны, говорят эксперты. Евросоюзу становится всё труднее сдерживать Россию в продвижении обходных маршрутов - "Северного потока" и "Южного потока", один из которых ограничен в эксплуатации, а другой временно приостановлен. На Брюссель сейчас давят европейские партнёры "Газпрома": немецкая Wintershall и австрийская ОМВ. А вот у Киева, напротив, в Европе нет лоббистов идеи модернизации ГТС. И теперь такие вряд ли появятся, считает Рустам Танкаев:

"Никто сейчас уже не вложит ни копейки, ни цента, ни фунта в эту газотранспортную систему, потому что нет никаких гарантий возврата. Строится "Южный Поток", и через 1,5 года украинская ГТС будет никому не нужна, и её выведут из эксплуатации. В этой ситуации, конечно, следует ожидать, что количество аварий будет расти. К тому же мы все прекрасно знаем, что люди с Украины бегут сейчас в массовом порядке. Квалифицированных людей там не остаётся. Там и обслуживать-то эту систему будет некому".

Власти Украины не скрывают, что пока промышленность держится за счёт того газа, что был накоплен в хранилищах за последние недели. Это - свыше 10 миллиардов неоплаченных кубометров. Хватит как раз до осени. В дальнейшем, говорят в Киеве, источником топлива станет реверс из Европы. Собственно, он действует уже сейчас. Например, Венгрия на этой неделе нарастила обратные поставки на Украину в 4 раза. Российский транзитный газ, идущий с Востока на Запад, Киев пока не трогает - это подтверждают и европейские партнёры "Газпрома". Но попытки сорвать транзит всё же происходят. Например, когда премьер Яценюк заявляет, что нужно срочно пересмотреть тарифы на прокачку для России, комментирует президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов:

"Это прежде всего попытка информационного давления на Российскую Федерацию в преддверии соглашения по цене на газ. Напомню, что цена по транзиту закреплена в контракте. Более того, она уже оплачена. И вопросов по ней не было нигде, в том числе, в Стокгольмском арбитраже. Эти вопросы не поднимались и на переговорах с Европейской комиссией".

Если Украина всё же пересмотрит тарифы на транзит российского газа в одностороннем порядке, то у "Газпрома" появится возможность подать ещё один иск в международный суд. И для России это будет практически беспроигрышное дело, замечают эксперты.

Что еще вы хотите узнать о происходящем на Украине? Оставляйте свои сообщения на странице спецпроекта "Предложи тему"!