22:09, 31 июля 2014

Нужна помощь в метро? Зовите "канареек"!

Столичная подземка подвела первые итоги работы Центра обеспечения мобильности пассажиров. Сотрудники службы помогают инвалидам и пассажирам с детьми комфортно перемещаться по метро. Как это происходит? Что нужно сделать, чтобы вам помогли? С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Анастасия Борисова.

"Здравствуйте. Виктория Алексеевна?"
"Да, добрый день2.
"Добрый день. Я - инспектор Центра мобильности пассажиров Гуськова Юлия Викторовна, по заявочке вас встречаю".
"Да, очень приятно".
"Давайте уточним, до какой станции вам надо ехать?"
"Комсомольская". И там на Ленинградский вокзал выход нужен будет".
"Всё правильно".
"Минуту, пожалуйста, сейчас я трость уберу только".

Именно так начинается каждая поездка сотрудника службы передвижения московского метро вместе с пассажиром. Пассажир особенный. Виктория не видит с рождения, и самостоятельно перемещаться по подземке ей достаточно тяжело. На "Комсомольской" традиционно много народу. Но толпа перед эскалатором расступается, завидев ярко-жёлтую жилетку инспектора службы сопровождения. Сами сотрудники шутят, что за такой цвет униформы их нередко называют канарейками. Но яркий жилет помогает двигаться в потоке пассажиров не спеша. По дороге проговаривают каждый шаг:

"Так, сейчас подходим к эскалатору. Не торопимся. Держитесь. Делаем широкий шаг".

Такое сопровождение не только позволяет безопасно добраться до места назначения, но и значительно сокращает время в пути, говорит инвалид по зрению Алексей. Ему сегодня помогли доехать от "Владыкино" до "Проспекта Мира":

"Проводят, и нет опасности, что свалишься на пути. Если мне нужно из последнего вагона пройти в первый, я же иду вдоль столбов - от столба к столбу, как направляющие. Бывали случаи, что люди падали на рельсы. С сопровождением я через кольцо езжу, а самостоятельно - через центр, потому что через кольцо лично я не справляюсь. Очень большой поток, и трости ломают. Это у меня уже третья трость. Наступают - она ломается".

Конечный пункт для Виктории - выход из станции метро "Комсомольская" - достигнут. Путешествие по метро в сопровождении подошло к концу. Услуга для незрячих крайне удобная, делится впечатлениями Виктория:

"Для нас, людей, которые испытывают сложности в передвижении, это очень хорошая возможность добраться из одной точки города в другую. Это очень легко, можно всегда обратиться. Сотрудники данной службы очень приветливые, помогут, отвезут куда нужно".

Сопровождают, правда, пока только по метро. Дальше, на улице, передвигаться приходится уже самостоятельно. И это, конечно, главный недостаток, признаётся незрячий Алексей:

"Конечно, было бы удобно хотя бы до остановки наземного транспорта проводить. Сейчас лично у меня стоит такой вопрос. Меня пригласили в гости в Тверь. Я до "Комсомольской" доеду, а до Ленинградского вокзала я не дойду. Хотя на вокзале тоже есть служба, которая помогает инвалидам и маломобильным категориям граждан. Помогают сесть на поезда дальнего следования. А в пригородные электрички, к сожалению, нет. И я не могу съездить в гости".

Уже сейчас сотрудники службы помогают добраться до столичных аэропортов, сопровождают в аэроэкспрессе, проводят и по самому терминалу. В планах есть и сопровождение на улице, рассказывает начальник Центра обеспечения мобильности пассажиров Евгений Попов:

"Сейчас мы выходим с инициативой, в том числе, и на волонтёрские организации, чтобы на постоянной основе осуществлять возможность сопровождения маломобильных граждан и по городской территории. Это актуально и для крупных транспортно-пересадочных узлов - пересадки на пригородные электрички, пересадки на наземные виды городского транспорта".

Помогают здесь всем маломобильным гражданам: и пенсионерам, и инвалидам, и пассажирам с детьми, и людям с временными ограничениями по здоровью (например, с переломом ноги). Летом в сезон отпусков услуга особенно востребована у семей с несколькими детьми. Немногие пока знают о такой возможности. Но те, кто успел воспользоваться, оставляют положительные отзывы в Интернете. Наталья Аксёнова написала на своей странице в Facebook, что была приятно удивлена качеством сервиса:

"Мне на двух детей, коляску-трость и рюкзак с пакетом прислали сразу двоих высоких молодых мужчин при галстуках (!) под фирменным жилетом, которые ждали нас на улице перед входом задолго до назначенного времени. Их вежливость и сноровка просто поразили. Я такого не ожидала".

Не все отзывы, впрочем, оказывают положительными. Больше всего жалоб поступает от инвалидов-колясочников. Это связано с тем, что их могут обслуживать только на тех станциях, где установлены лифты и специальные пандусы. По правилам безопасности спуск на инвалидной коляске по эскалатору запрещён. В месяц принимают уже около 400 заказов. Заявку можно оставить на сайте московского метро или же позвонить по телефону. В call-центре постоянно находятся три девушки. За 10 минут, пока мы наблюдаем за их работой, они успевают принять три заявки:

"Центр обеспечения мобильности пассажиров. Старший оператор Людмила. Слушаю вас. Значит, вы едете от "Фрунзенской" до "Октябрьского поля". Давайте с вами обозначим место встречи на станции "Фрунзенская".

Начальник службы сопровождения поясняет, что сейчас их цель - тысяча заявок в месяц. Достичь её, видимо, получится уже скоро. Количество желающих воспользоваться услугой постоянно растёт. Пока в службе работают 364 человека. В случае необходимости штат будет расширен, уверяют там. Сопровождают по метро совершенно бесплатно с 8:30 утра до 7:30 вечера. Чтобы заказать такое мобильное сопровождение, достаточно оставить заявку всего за 20 минут до желаемого времени.